Новости

«Мы помним чудное мгновенье»

«Мы помним чудное мгновенье»
16 июня 2016

Этими трогательными словами названа большая фотовыставка в библиотеке им. А. С. Пушкина, посвященная памяти замечательной ленинградской балерины — солистки Малого театра оперы и балета Галины Покрышкиной.

Это новый проект театрального и телевизионного художника Леонида Пережигина, который продолжает знакомить гатчинцев с театральной жизнью Ленинграда 1960-1970 х годов. На выставке представлены фотографии из семейного архива балерины, где она снята практически во всех своих ролях. Неповторимое звучание приобрела эта экспозиция, когда на ее открытии Леонид Пережигин рассказал, что еще будучи школьником, он вместе с двумя своими братьями ходил на все балетные спектакли, где танцевала Галина Покрышкина и организовал клуб ее почитателей.

Почитателем творчества Заслуженной артистки РСФСР Галины Покрышкиной художник остался на всю жизнь, так как именно ее талант и уникальная техника балерины, можно сказать, открыли для него волшебный мир театра.

В 1977 году Леонид Пережигин окончил постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Двадцать лет он работал художником сценографом на Ленинградском телевидении: был художником-постановщиком самых рейтинговых телепрограмм тех лет. Таких как - «Музыкальный ринг», «Бросайка», «Сказка за сказкой», «Кружатся диски» и многие другие. Несколько лет преподавал в Консерватории им. Римского- Корсакова на отделении музыкальной драмы спецкурс «художественное оформление музыкального спектакля». Был художником-постановщиком спектаклей в петербургском Театре-Буфф и театре Музыкальной комедии.

Почитание таланта балерины со временем переросло в дружбу со всей её семьей, о чем свидетельствовало присутствие на открытии выставки ее сына Алексея Муравьева и внука. О творческом пути актрисы Леонид Вениаминович рассказывал как настоящий историк ленинградского балета.

Мы узнали, что Галина Васильевна Покрышкина окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой в 1955 году по классу педагога Л. М. Тюнтиной, кстати, любимой ученицы Вагановой, и была принята в балетную труппу Кировского театра. Но проработав там один год, балерина получила совет выдающегося русского балетмейстера Феодора Лопухова перейти в труппу Малого театра оперы и балета. Молодая актриса на всю жизнь запомнила его слова: «Там все спектакли будут ваши».
Уже в первой роли в балете «Корсар» она проявила себя как балерина классического театра. Через год на I Международном конкурсе балета под председательством Галины Улановой ей присуждают 1 премию. Она могла танцевать роли травести, инженю, субретки, брала роли уходящих из театра

балерин, так как в совершенстве владела техникой танца. Событиями в театральной жизни Ленинграда стали ее роли: Коломбины в балете «Арлекинада», Маши в «Щелкунчике», Барышни в «Барышне и Хулигане», Фадетты в спектакле»Фадетта», Лизы в «Тщетной предосторожности», Ванечки в «Докторе Айболите». Она танцевала главные роли в семи спектаклях, поставленных очень известным в то время балетмейстером К. Ф. Боярским. В театре о ней говорили, что « Покрышкина станцует вам всё!».Ее танец всегда отличался полётностью и высоким прыжком. В те годы она ведущая балерина Малого театра оперы и балета.

Свой прощальный с театром спектакль «Тщетная предосторожность» в постановке О. М. Виноградова, она танцевала в 1976 году. Через 20 лет работы в родном театре. Любитель и знаток балетного искусства Леонид Вениаминович Пережигин, сравнивая балетные спектакли в театрах прошлого и сегодняшнего дня, уверяет: «Я слежу за репертуаром и не могу сказать, что кто- то роли Галины Покрышкиой танцует лучше. У нее в спектаклях была не просто отличная — блистательная техника. Она внесла свой вклад в развитие и классической и советской хореографии. Она владела протяженным и воздушным танцем. Всегда была соавтором в спектакле. К счастью, есть такое выражение, что актер жив пока его помнит последний зритель».
Зинаида Скорнякова