Новости

Точка на горизонте

Точка на горизонте
05 июня 2017

В Центре информационных технологий на ул. Рощинской, 19 открылась выставка графических работ художника Валерия Костаринова.

Валерий Костаринов — один из немногих больших талантов на художественном горизонте Гатчины. Последние 10 лет живет в п. Войсковицы, где работает преподавателем Детской школы искусств. Его выставки в нашем городе -это всегда яркое культурное событие, можно даже сказать, настоящий праздник искусства. Валерий Анатольевич член Союза художников России с 1991 года, лауреат и дипломант многочисленных выставок в галереях и музеях России и Зарубежья. Он, на редкость, многоплановый художник, чем не перестаёт удивлять и радовать ценителей изобразительного искусства. Свои графические картины (пастели, акварели, черно-белую и цветную графику в авторской технике) художник представляет в Гатчине впервые.

В каждой из созданных им за многие годы графических серий, Валерий Костаринов взял для выставки по несколько работ. Попала в экспозицию и экспериментальная графика в печатной авторской технике. В связи с тем, что выставка открывалась в День защиты детей 1 июня, в экспозиции оказались оригинальные работы из серии «Детские игры», созданные в технике цветного карандаша. Хорошо смотрится на выставке и первая акварель Валерия Костаринова «Хмурое утро», написанная в 1970 году, в которой тонко передано настроение и динамика наступающего дня. В серии «Этюды гор» художником показана не только экспрессия гор, но и их разные характеры.

На наш вопрос, чем привлекательна для художника графика и что получает он, занимаясь ею, мы услышали такой ответ: « Графика- самостоятельный род изобразительного искусства. Она учит художника развитию разных творческих навыков. Одно дело работать с цветом, другое — в графике. В ней решаешь задачу как удержать в бумаге соотношение черного и белого. В живописи этого не сделаешь. В живописи проблемы решаются за счёт цвета. В графике идет тонкая нюансировка переходов черного в белое». Работы в технике живописной графики «Шаман» и «Осетинка», представленные на выставке, делают её весьма разнообразной в художественных приёмах.

В целом на ней Валерий Костаринов предстаёт пред нами как неутомимый экспериментатор и первооткрыватель. Он говорит, что «чужой приём ему брать неинтересно». «У меня всё- в развитии»,- признается художник.

В технике тонированной графики создан им карандашный портрет жены — Екатерины Борисовны Милушкиной. Акварелью карандашной написаны четыре работы северного норильского периода: «Тундра», «Дорога», «Старый город»(2).

« Трудно сказать ,- комментирует Валерий Анатольевич,- как всё это рождается. Мне кажется, что я не могу остановиться на одном приёме. Мне не интересны повторы. Не люблю уходить в то, что уже найдено. Если интуиция включается, работа получается. Если не включается, картина разваливается. У меня одна работа цепляется за другую. Я так устроен, что мне нужно всё время быть в процессе, изобретать. Повтор «съедает» и качества художника, и всё на свете.

«Выставки помогают художнику,- продолжает он. Лежат работы на полках, и вдруг они разворачиваются. И тогда идет постоянный анализ всех работ, какая удалась, какая нет. На выставках в Манеже видишь работы гигантов. Смотришь и сравниваешь. Есть точка на горизонте, и ты движешься в ту сторону».

Нам осталось назвать в какую «сторону» двигалась, показанная на выставке графика художника. Очевидно, что в направлении абстрактного искусства. По словам Валерия Костаринова, помогла Франция, где он много работал и изучал современное искусство. «Скорее всего дух Франции,- делится художник,- и родившийся в ней импульс подстегнул меня, что надо идти в этом направлении». Не поэтому ли, каждая графическая работа смотрится на выставке как маленькая прелюдия к большой картине. Прелюдия, или та точка на горизонте, к которой нужно стремиться. И не случайно, открытие этой замечательной выставки проходило в обрамлении музыки и поэзии. Коллега и педагог фортепианного отдела Войсковицкой ДШИ Ирина Александровна Лыкова посвятила выставке «Прелюдию» И.С. Баха и стихотворение Бориса Пастернака.

Выставка продлится до конца июня.
Зинаида Скорнякова