Новости

  Поэзия в дереве, камне и бронзе

  Поэзия в дереве, камне и бронзе
29 июня 2017

В июне этого года гатчинский скульптор Валерий Владимирович Шевченко отметил два замечательных юбилея — 80 лет со дня рождения и 55 лет творческой деятельности.

Гипсовые слоны

Вспоминая свое детство, Валерий Шевченко рассказывает, что когда ему было семь лет, он увидел в магазине большое количество раскрашенных гипсовых слонов. Великая отечественная война уже шла к окончанию, и эти слоны несли в себе что-то для него успокаивающе-праздничное.
«Я упросил родителей, чтобы слон был приобретен, и после долго любовался им, причем, не так как игрушкой. К моему огорчению, позже слон был равнодушно выброшен домашними после того, как отбилась одна нога, потом-другая. Не поняли мои родные, что даже разбитая вещь была интересна мне и даже дорога. Они не помнили об этом случае, а я часто с легкой грустью вспоминаю это первое знакомство со скульптурой»,- рассказывает художник.
В младших классах школы он увлекался рисованием, любил изображать богатырей. Может быть потому, что детские годы Валерия Шевченко проходили на Северном Урале, в Зауралье, Забайкалье, Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Монголии — местах, поражавших воображение своими просторами, где работал его отец - военнослужащий инженер-строитель.
«Однажды, когда мы находились в Монголии, было мне уже 16 лет, -вспоминает скульптор,- мне впервые попала в руки глина и я скопировал со статуэтки голову Ильи Репина. Она получилась со сходством и каким-то выражением. Это очень приятно удивило моих близких, соседей и, конечно же, меня самого, так как в рисовании достижения мои были более, чем скромными. Мои юношеские пробы из глины, пластилина, дерева чем-то привлекали и заинтересовывали окружающих. Вершина той поры -автопортрет в натуральную величину, вылепленный перед самым уходом в армию, который был одобрен специалистами».
После армии, работая на заводе, он стал посещать мастерскую скульптора А. И. Козырева в городе Кургане. «Я что-то обрел у него, овладел хваткой, но не более того. Пришло понимание, что необходимо было приобрести комплексные знания и навыки»,- говорит художник.
В Ленинградское художественное училище им. В. Серова Валерий Шевченко поступал уже взрослым человеком 28 лет. Армия, завод, стройка, жизненный опыт, а также лепка, формовка, рисовальные классы позволили ему легко и успешно овладевать главными специальными предметами в училище. По его признанию, удавалось выкраивать часы и бегать иногда в Академию Художеств со знакомыми второкурсниками рисовать обнаженную натуру.
« Незаметно и быстро проскочили четыре года обучения и в 1969 году я стал скульптором-исполнителем,- говорит он,- а кроме того, мог преподавать рисование и черчение в средней школе. Кстати, кружок лепки в Приоратском дворце вел еще будучи студентом, так как с 1965 года жил с семьей в Гатчине. Для дипломной работы в заданных размерах (1м), я выбрал фигуру Александра Ивановича Куприна. Через год в стране отмечали 100-летие со дня его рождения».

Творческий взлет

Начало своей творческой биографии Валерий Шевченко ведет со времени создания скульптурной композиции «Песня трех континентов» в 1962 году. Он выполнил ее для фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, по заказу делегации Курганской области. Как сувенир, композиция из дерева была вручена кубинцам, а в дальнейшем стала экспонатом музея Революции на острове Куба. В трехфигурной композиции скульптор изобразил мексиканца с гитарой, русского с балалайкой и негра с банджо. С момента создания этой вещи и началась его профессиональная деятельность.
Гатчина второй половины 1960-х годов, по воспоминаниям скульптора, была уютным, милым и интеллигентным городом. «Спокойный, чистый город, приветливые люди»,- говорит Валерий Шевченко. Дворцовый парк поражал меня своей красотой и величием. В городе еще оставалось много деревянных строений». Семья художника жила в одном из таких домов на углу улиц Леонова и Карла Маркса. В Гатчине завязались у него интересные знакомства, появились друзья. Доброжелательно встретила молодого скульптора главный архитектор города Нина Ивановна Макарычева. Именно она впервые высказала ему пожелание создать памятник защитникам и освободителям Гатчины. В сквере на ул. Леонова был тогда установлен для него закладной камень. Уже в то время руководство города было озабочено и благоустройством сквера«Юность». Около десяти лет просуществовали в этом сквере Лиса и три фигуры, созданные Валерием Шевченко. «К сожалению,-говорит художник,- декоративная скульптура начала приживаться в городе только спустя десятилетия. И то, в основном вокруг детских садиков, школ и музеев. Многие проекты по облагораживанию городской среды тогда так и не были реализованы. И тем не менее, работа на благо города продолжалась».
В 70-80е годы скульптор создал ряд мемориальных досок, которые изменили и облагородили облик города. Среди них: мемориальная доска на проспекте 25 Октября, посвященная жертвам фашистской оккупации, мемориальные доски с барельефами Куприна и бронзовый барельеф, увековечивающий память русского художника-пейзажиста Федора Васильева.
«Я полюбил гатчинскую землю богатую скульптурным материалом - булыжниками, валунами и золотистым пудостьским камнем. Я стал ей служить с любовью и надеждой. Многие мои работы сделаны или бесплатно, или за полцены. Я зарабатывал деньги в других регионах: Узбекистане, Украине, Армении, и после этого мог приняться за очередную работу для города. Бюст и барельефы Куприна, мемориальную доску Ф. Васильеву создавал, благодаря помощи рабочих литейных цехов заводов «Ленинец» и «Буревестник», благодаря их отношению к памятникам культуры. Сейчас все усложнилось»,- признается Валерий Шевченко.


Под горячим солнцем Навои

Биография гатчинского скульптора, как у каждого творческого человека, пестрит многими неожиданными поворотами судьбы. Вот что об этом рассказывает сам художник: «Однажды осенью 1970 года в Ленинградской скульптурной мастерской на ул. Маклина 2, я познакомился со скульптором Борисом Свиньиным, уже тогда ярким и блистательным мастером, заметно выделявшимся среди многих скульпторов своей крепкой, темпераментной, я бы даже сказал, звучащей лепкой. Выяснилось, что мы земляки. Борис, светлая ему память, предложил какое-то время поработать в Навои, благо город спроектировал Ленинградский институт и его представители там работали. Я был согласен.
Приличная мастерская, глина, литейка рядом, обжиг. Работал с упоением, удовольствием, наслаждением. Из под рук выходили декоративные маски, дракончики, вазы, портреты. Один портрет отлил из бронзы. Большой творческой удачей считаю композицию «Ритоны» для внутреннего дворика Дворца культуры «Фархад». Бурлящая в кубках вода сливается по соединенным вчетверо сосудам - ритонам, начало которых - слегка встрепенувшиеся фантастические существа, дающие из своих клювов струи на четыре стороны света. Эту композицию формовал, следил за отливкой, чеканил, монтировал и устанавливал сам, как, впрочем, многие свои работы.
Необходимо было решить, обосновываться там навсегда или вернуться в спокойную, бедную, но такую родную Гатчину. Уехали мы оттуда, несмотря на высокие заработки. Мне необходим тогда был Ленинград-Петербург с его огромными сокровищами культуры и культурной средой. Он-то и вызвал, вытащил меня из Азии к себе...».


Родные пенаты

В Ленинградском скульптурном комбинате с работой было плохо. Валерий Шевченко нашел ее в гатчинском швейном ТУ-231, где стал вести занятия по рисованию, живописи и лепке. И вскоре вместе со скульптором А. Мокшиным они уже трудятся над созданием в училище барельефов «Швейницы» и «Комсомолия», наружной художественной эмблемы ТУ, которая находится на здании по сегодняшний день. Одновременно скульптор возвращается к любимому медальерному искусству - создает медаль, посвященную Пугачеву и Крестьянской войне. Ее экспонируют на II Всесоюзной выставке медали в Москве и приобретает Министерство культуры СССР. В 1980 году, вначале секцией скульптуры, а затем правлением ЛОСХА Валерий Шевченко принят в Союз художников России.
Об истории создания бюста Куприна, установленного перед фасадом одноименной гатчинской библиотеки, художник вспоминает с грустью. Слишком много было затрачено нервов и сил, когда он работал над этим образом. «С отливкой памятника, к сроку открытия, не успели. Открывали бюст гипсовый тонированный под бронзу, в то время как подлинник с большими сложностями (цены дико скакали) был в отливке на заводе «Буревестник». Получилось, что отлили из латуни, а не из бронзы, и очень нечисто. К этому времени опытный мастер Герман Потапов уже уволился и работали малоопытные ребята, которые с работой не справились. Полгода пришлось автору вычищать, выправлять и заваривать изъяны бюста. Какая-то у меня невезуха с переводом этого образа в материал»,- сетует Валерий Владимирович.

Возвращение к детству

В тяжелые1990 -е годы Валерий Шевченко начинает преподавать лепку в двух гатчинских детских садиках: на Въезде и на Аэродроме. Детские площадки этих садиков вскоре оживают. Для детсада №26 скульптор изготовил из бетона восемь зверушек-игрушек и дракона. Для детсада №28 -декоративную композицию из мозаики, камней, цветов, растений и «Нептуна» из терракоты. А также барельефы терракотовые в оба детских сада по сказкам Пушкина и Андерсена. Невозможно забыть, как были благодарны Валерию Владимировичу и заведующие этих детских садиков, и родители, и сами дети. В среде малышей его, похоже, воспринимали как доброго волшебника. Ведь художник, как создатель мира искусства, в действительности таким и является.

Неудача

Многострадальная история с памятником защитникам и освободителям Гатчины, пожалуй, самая глубокая творческая рана скульптора, которая дает о себе знать до сих пор. «Гатчинские ветераны Великой отечественной войны,- вспоминает Валерий Владимирович,- постоянно напоминали городскому начальству о грядущем юбилее 50-летия Победы. За год до праздника меня с Юрием Федоровичем Кузнецовым вызвали к главному архитектору города на совещание. Для такой ответственной работы мы пригласили еще питерского зодчего Геннадия Пейчева. Архитекторы определили место — площадь рядом с кинотеатром «Победа». Наконец концепция была придумана, стали уточнять, искать образ памятника. За четыре месяца до открытия(до 50-летия Победы!) остановились на фигуре Воина. Эскиз утвердили. К работе был приглашен мастер-каменотес Николай Кононов. К 9 мая стела была установлена с ужасными изъянами и недоделками. И на головы скульпторов посыпались упреки, ворчания и ругань. С большим трудом вытащили каменотеса на доработку, но он проработав полтора дня, больше не появился. Нам пришлось отстранить его от работы, несмотря на огромное количество недоделок и брака. Доводить памятник до приличного состояния стали сами, а позже присоединился мастер В. Гибо. Так, к сожалению, не только наша городская бедность, но и вероломное невежество повлияли на ход работы, помешав авторам выразиться в полную силу».Боль за неудачную работу у скульптора все еще не проходит. У него готово предложение заменить фигуру воина вместо каменной на бронзовую. В его мастерской уже стоит небольшой эскиз такого памятника. Не зря говорят, что неудача — лучшая школа для нового успеха. И этот успех, хотя и заставил себя ждать, к художнику вернулся.

Мечты сбываются

Замечательную бронзовую скульптурную композицию «Арина Родионовна», по словам скульптора, помог создать счастливый случай. «Я мечтал о такой работе,- признается он, - и еще в 1996 году на своей персональной выставке в кинотеатре «Победа» в дни кинофестиваля представил ее вариант под названием «Благословение». Но шло время и все оставалось по-старому. И вдруг в мае 2009 года в газете «Комсомольская правда» появилось объявление, что писатель-сатирик Михаил Задорнов объявляет конкурс на создание памятника Арине Родионовне в связи с 250-летием со дня ее рождения. В адрес конкурса отделом культуры ГМР была выслана фотография моего эскиза памятника. Через некоторое время зазвонил телефон и со мной говорил Михаил Задорнов: «Давайте сделаем памятник из бронзы. Запишите мой телефон. Делайте модель, в Подмосковье ее отольют». Я сделал новый станок и за месяц вылепил и отформовал скульптуру. Осенью повез модель в Солнечногорск, где ее отлили в творческой мастерской московского скульптора Рукавишникова. Через две недели вновь раздался звонок со словами: « Свою скульптуру можете забирать». Привезенная в Гатчину скульптура ждала своего часа до Пушкинского праздника». Теперь это одна из главных достопримечательностей села Воскресенское. Его гордость и слава.

«Я еще поработаю для своего народа...»

В своем рассказе о гатчинском скульпторе, мы вспомнили только некоторые эпизоды его большой творческой жизни, о которых он нам любезно поведал. Мы хотели, чтобы в дополнение к его многочисленным выставкам на гатчинской земле, публикациям в местных газетах о его творчестве, земляки услышали живой голос художника, познакомились с ним как своим современником. Ведь свой 80-летний юбилей Валерий Шевченко встречает в отличной творческой форме. В его мастерской ежедневно кипит работа. В последнее время мастерская заполнена кусками старой толстой осины, из которых под резцом скульптора уже рождаются новые произведения.
Большим стимулом для этого стали выставки в крупных городах Ленинградской области. Валерий Владимирович совместно с живописцем Сергеем Ильиным, показывали свои работы в Луге, Тосно, Волхове, Сосновом Боре. Произведения там размещались на хороших выставочных площадках, тепло принимались благодарной публикой. В планах скульптора совершить следующее турне с новыми работами.
Зинаида Скорнякова