Новости

Владимир Михайлович Марков - дизайнер, кузнец, живописец

Владимир Михайлович Марков - дизайнер, кузнец, живописец
11 июля 2017
Дизайнер, кузнец, живописец

Художник — кузнец Владимир Михайлович Марков известен в Гатчине не только выставками своих произведений, но и как создатель самого красивого Гран- при Российского кинофестиваля «Литература и кино» - «Гранатовый браслет». Неслучайно изображение именно его ювелирного шедевра многие годы сохранялось на обложке кинофестивального каталога. Но не все знают, что Владимир Марков — член Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга, автор книги «Школа кузнечного искусства», академик Российской кузнечной академии им. А. И. Зимина. Осенью минувшего года в музее истории Гатчины состоялась большая выставка его живописных работ, которая раскрыла творческие возможности художника с еще одной, неожиданной, стороны. Виртуоз кузнечного мастерства вернулся «на круги своя» - к живописи и графике, с которых начинался его путь в искусстве.
Годы учебы

По словам Владимира Михайловича, с раннего детства видел он в родном доме краски и кисточки, так как в семье рисовал отец. «Что буду художником,-вспоминает он,- я понял сразу». В школе посещал кружки рисования. В 1960 году одним из первых пришел учиться в ИЗО студию Гатчинского Дома культуры. Через два года поступил на живописно- графический факультет Ленинградского Таврического художественного училища.. Много важных для себя открытий в профессии художника сделал он на третьем курсе, когда в училище появились два молодых талантливых педагога —А. П. Зайцев и С. П.Мосевич. Тогда начались хождения в музеи и копирование старых мастеров с анализом картин. В конце третьего курса С. П. Мосевич, преподававший живопись, повел своих воспитанников на выставку в Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. «Муха» произвела на меня такое огромное впечатление, - делится художник,- что я просто «заболел» ею».

В любимую «Муху» Владимир Марков поступил учиться на факультет промышленного дизайна, где преподавали известные ленинградские архитекторы, что позволило ему одновременно с учебой работать в дизайн-группах проектно-конструкторских бюро. ВУЗ он окончил с отличием, да так, что ему предложили остаться в нем работать. И когда через два года там открылся факультет художественной обработки металла, где занимались ковкой, ювелирными изделиями , эмалями, с этой кафедрой он уже не расставался, став позже членом государственной аттестационной комиссии.

Путь к вершинам кузнечного искусства Владимир Михайлович проходил и на двух крупнейших гатчинских предприятиях — ССК и ДСК. «В 1987 году,- вспоминает он,- благодаря тому, что архитектор ДСК В. М. Батыгин организовал кузницу, начал заниматься ковкой металла профессионально». Отработал на ДСК - 10 лет, а на ССК- 14 лет, причем, все работы там осуществлял по собственным проектам.
Власть над металлом

В июне 2013 года в Центральной городской библиотеке им. А. И. Куприна состоялась презентация книги Владимира Маркова «Школа кузнечного искусства». Книгу, а точнее большой красивый альбом, в котором автор на протяжении 20 уроков делится секретами кузнечного мастерства, выпустило петербургское издательство «Мир металла». На презентации ее представляла главный редактор Елена Игнатьева.

«Такой альбом с 20 уроками вышел в России впервые, и мы гордимся, что он выпущен нашим издательством,- отметила она. Что такое кузнец сегодня? Это художник, который обладает большим многообразием знаний. Он работает с металлом, умеет овладеть металлом и имеет власть над металлом. Работы В. М. Маркова — это эталон кузнечного мастерства. Теория искусства выражена им в произведениях искусства».

«Почему я решил заняться изданием книги?,- вспоминает Владимир Марков. В начале 90-х годов ковка была очень популярной. К этому времени я многому научился и уже публиковал уроки по ковке в журнале «Мир металла». Из них потом и сложилась книга». По словам ее автора, сегодня существует международное сообщество кузнецов, в котором нет национальностей. Национальность у всех одна — кузнец. По информации Ежегодного международного каталога «Металл-Арт-Дизайн» в 2004 году Владимир Марков входил в десятку лучших кузнецов мира. Питерская школа особенно славится кузнецами- оружейниками. Они делают авторское оружие: один кует, другой отделывает. Работы питерских оружейников находятся в коллекции Эрмитажа и других музеев мира. На высоком международном уровне катируется теперь и кафедра металла Художественно- промышленной академии им. А. Л. Штиглица ( преемницы ВХПУ им. В. Мухиной).

Книга В. М. Маркова «Школа кузнечного искусства» - это приглашение в мастерскую художника, знакомство с его творческим миром. В ней вы узнаете азбуку ковки, наглядно увидите, как мастер делает подсвечник из трубы, как «вырастает» листок из металла, как из куска уголка можно создать металлическую рыбу. Завершает книгу альбом, в котором представлены проекты автора, созданные за последние годы. Здесь вы найдете варианты оформления частных загородных домов, виды реставрационных работ. Познакомитесь с современными садовыми и декоративными композициями, садовой скульптурой, фонарями, в которых металл может сочетаться со стеклом, камнем, керамикой.

Немало времени и сил отдал В. М. Марков работе с так называемым «церковным металлом» для храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице и часовни святого Серафима Вырицкого. Произведениями кузнечного искусства там стали аналои, выносные иконы, трон для митрополита, входные двери, дверные ручки и оконные решетки.
Сегодня Владимир Михайлович Марков причисляет себя к свободным художникам.
«Добился результата, нужно идти дальше»

Так объясняет Владимир Марков свое увлечение фотографией. Обращение художника-кузнеца к искусству фотографии и фотографики, конечно же, было вызвано всегда жившим в нем интересом к природному миру. Но привлекали его, как профессионального дизайнера, и новые технические возможности появившейся фотоаппаратуры и уникальные возможности компьютера.
Результатом занятий фотографией стало появление разных фотографических серий и в связи с этим, новых выставок. Оригинальная выставка натюрмортов в технике фотографики «Знаки зодиака» прошла в Музее истории Гатчины и в библиотеке Московского района Санкт-Петербурга.
Совершенством и разнообразием графической техники художника поражают и все 200 портретов кузнецов разных стран мира, снимки которых Владимир Михайлович делал на фестивалях кузнечного искусства куда его приглашали: в Германии, Финляндии, Литве, Украине, Сицилии, Португалии, Испании, Англии, Италии. Его серия замечательных крупноформатных фотографических работ, посвященных детским куклам, позволяет погрузиться в особый мир, который сопровождает человека в раннюю пору жизни. Занятия художественной фотографией лишь подтвердили, что для Владимира Маркова искусство и современные технологии связаны неразрывно. И ему необходимо было в этом разобраться.
Живописный минимализм

Возвращение к живописи, можно сказать, произошло само собой . «Сложно было начинать,- говорит художник,- но все вспомнилось». Только понимание этого жанра изобразительного искусства стало другим. «В живописи я — минималист,- признается Владимир Михайлович( заметим, что минимализм он исповедует и в ковке). Мне необходим минимум красок из тюбиков, трех-пяти цветов. Минимальными средствами можно добиться максимального впечатления». Изобретательский дух художника проявляется и в этих словах. Ведь его труд всегда был тесно сплетен с разными технологическими экспериментами.

Главная черта живописных работ Владимира Маркова, влекущая к себе, таинственность изображаемого им реального мира. Сочетание строгой рациональности с некоей тайной делают его полотна достойными восхищения. В каждой картине можно отыскать свою музыкальную мелодию. Во многих работах мы видим разработки свето-воздушной перспективы и поиски композиционного разнообразия. В них минимум литературного сюжета и максимум художественного состояния. Вглядываясь в картины, возникает впечатление, что Владимир Марков шаг за шагом разрабатывает новые средства художественного языка. «В работах,- комментирует художник,- должна быть картинность».
Обращает на себя внимание еще одна особенность его подхода: большинство его картин имеют квадратную форму. «Когда работал дизайнером,- рассказывает живописец,- мне приходилось оформлять много выставок. И я понял, что для организации выставки идеальным модулем является квадрат. Это единственная геометрическая фигура не обладающая динамикой. Это наработано опытом, и мне это удобно».

В компьютере у Владимира Михайловича хранится большая коллекция работ мировых художественных галерей, которые он время от времени просматривает. Невозможно было не поинтересоваться, кто из великих живописцев ближе всего ему по духу? Выяснилось, что с «величайшим уважением» он относится к Леонардо да Винчи, который был первым дизайнером своего времени. Вот он ключ,- подумала я,- к творчеству универсального художника, технолога и изобретателя Владимира Михайловича Маркова, ведь и у него как у Леонардо да Винчи, искусство является лишь средством для постижения мира, художественных традиций и чаяний человека.

15 июля в 14 часов в ТРК «Кубус» состоится открытие
новой выставки Владимира Маркова.

Зинаида Скорнякова