Новости

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Дарья Щербакова прокомментировала модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Дарья Щербакова прокомментировала модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры
07 июля 2023

Правительство РФ активно продолжает работу по финансированию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах. Это направление тесно связано с улучшением экономического климата в регионах и способствует росту инвестиционного потенциала и улучшению качества жизни населения.

Для обеспечения роста грузооборота и связанности регионов России осуществляется строительство сотен километров новых железнодорожных линий, мостов и транспортных узлов. Порядок решения этих задач определен в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны на период до 2024 года.

Комплексный план согласован с национальными проектами "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и "Международная кооперация и экспорт". Основным приоритетом в транспортной части плана является инновационное преобразование инфраструктурного строительства, включая цифровизацию и автоматизацию процессов.

Помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин, заявил, что российская компания скоро подпишет договор с Ираном о строительстве отрезка железнодорожного пути "Решт-Астара" в рамках международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг". Он отметил, что МТК "Север-Юг" предоставляет России возможность для экспорта дополнительных грузов, особенно в сфере продовольствия. На данный момент тоннаж перевозок на всей протяженности МТК составляет 15 миллионов тонн, но Левитин прогнозирует его увеличение на втором этапе развития до 30 миллионов тонн.

МТК "Север-Юг" является мультимодальным маршрутом протяженностью 7,2 тысячи километров от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии. Он включает три маршрута: Транскаспийский, который использует железные дороги и порты, а также западный и восточный маршруты, основанные на сухопутных перевозках. В мае 2023 года Россия и Иран подписали документы, необходимые для завершения строительства последнего участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" – Решт-Астара в Иране.

Маршрут международного транспортного коридора «Север-Юг», путь из России в Индию через Иран, начинается под Петербургом, в недавно построенном современном порту Усть-Луга. Продвигаясь в южном направлении, проходит судоходными путями по Волге в Астраханские порты.

Загрузка портов Петербурга и Ленинградской области в 2023 году стремиться выйти на допандемийные показатели, отмечает доцент кафедры таможенного администрирования РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат социологических наук Дарья Щербакова.

По словам эксперта, на данный момент самый крупный порт региона как раз Усть-Луга показывает рост показателей на 19% за первое полугодие 2023 года. Однако надо понимать причины данного роста: половина грузов составляет нефть и нефтепродукты, портом оказываются услуги по морской перевозке критически необходимых Калининградской области грузов на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград».

“Катастрофически низкой оказывается контейнерный грузооборот, который составляет лишь 1/5 от мощностей портов Северо-Западного региона. Государство активно поддерживает просевшие показатели морских перевозок СЗФО. Компенсируются затраты на транспортировку по поставкам промышленной продукции лесопромышленного комплекса. В ближайшее время планируется субсидировать предприятия, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо-Запада.

Настоящий рост показателей порту Усть-Луга даст МТК «Север-Юг» и подписание в скором времени договора между Россией и Ираном о строительстве отрезка железнодорожного пути «Решт-Астара» делает эту перспективу реальной. Это позволит создать до 20 тысяч рабочих мест в порту, даст толчок к развитию региона", - сказала Дарья Щербакова.