Новости

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург: «Федеральный проект «Профессионалитет» позволит преодолеть дефицит специалистов для экономики страны»

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург: «Федеральный проект «Профессионалитет» позволит преодолеть дефицит специалистов для экономики страны»
11 июля 2023

 
Сегодня в программе проекта участвуют более 925 колледжей и свыше 900 опорных предприятий-работодателей. Подробнее о подготовке новых специалистов и образовательных комплексах в рамках «Профессионалитета» рассказала руководитель магистерской программы «Стратегия и технологии HR-менеджмента» РАНХиГС Санкт-Петербург Тамара Гриненко.
 
Как отмечает эксперт, проект «Профессионалитет» стартовал как эксперимент Минпросвещения 1 сентября 2022 года в средних специальных учебных заведениях.  Главная цель — подготовка специалистов рабочих профессий, которые в более короткие сроки получат востребованную профессиональную подготовку и, что не мало важно, трудоустройство. 
 
«Особенностью «Профессионалита» является активное участие работодателей в финансировании, обучении и управлении реализацией проекта. Именно за счет этого и обеспечивается сокращение сроков обучения и четкая направленность подготовки по тем компетенциям, которые нужны работодателям», - дополняет Тамара Гриненко.
 
Как считает специалист, по технологии подготовки специалистов проект можно назвать отраслевым. Так, с 19 июня 2023 года в 68 регионах России осуществляется прием в рамках данной программы, в которой сегодня уже участвуют более 925 колледжей и свыше 900 опорных предприятий-работодателей. «В подготовке специалистов 50% времени занимает практическая работа на предприятиях и организациях заказчиков. Проект нашел поддержку Министерства промышленности, РЖД, «Росатома», «Сибура», «Русагро» и других крупных российских корпораций и концернов», - рассказала Тамара Гриненко.
 
Эксперт обозначила сферы, в рамках которых реализуются образовательные программы «Профессионалитета»:
  • железная дорога;
  • металлургия;
  • горнодобывающая и нефтегазовая промышленность;
  • атомная промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • фармацевтика;
  • легкая промышленность и  др.
  •  
«Таким образом, подготовка рассчитана на те отрасли, в которых тотальный и постоянный дефицит кадров», - отмечает Тамара Гриненко.

Сообщается, что за 5 лет необходимо подготовить более 1 млн. сотрудников. Эксперт обращает внимание на то, что каждый регион сам определяет кластер обучения совместно с работодателями, что позволяет выделить приоритетные для данного региона образовательные направления в средних специальных учебных заведениях. 

Например, в Сыктывкарском лесопромышленном техникуме (СЛТ) будет создан образовательно-производственный центр «Лесопромышленный комплекс», представляющий собой интеграцию техникума и организаций реального сектора экономики, сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми.

Также в Приморье планируют готовить специалистов по эксплуатации и ремонту авиатехники по сетевой образовательной программе «Конструкция, технология эксплуатации и ремонта авиационной техники», сообщила во вторник пресс-служба правительства края. 

Другой пример - «Аэрофлот техникс». Компания сообщила, что потребность в выпускниках заявленной программы очень высока – существует нехватка специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, по ремонту агрегатов и комплектующих.

«Благодаря стратегическому положению университета во Владивостоке (на базе которого идёт подготовка), там возможно организовать подготовку и развитие авиационных кадров для всего Дальнего Востока», - дополняет Тамара Гриненко.

В заключение эксперт отмечает, что реальные примеры показывают эффективность и перспективность реализуемого проекта. «Очень бы хотелось надеяться на серьезный вклад работодателей в подготовку кадров, ведь это позволит преодолеть дефицит крайне необходимых для экономики страны специалистов», - резюмирует Тамара Гриненко.