Новости

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Рябов: «Чтобы цифровизация стала инструментом качественного государственного сервиса, нужно выполнить несколько условий»

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Рябов: «Чтобы цифровизация стала инструментом качественного государственного сервиса, нужно выполнить несколько условий»
14 августа 2023
Россия входит в группу стран с очень высоким индексом развития электронного правительства, согласно исследованию ООН «Электронное правительство 2022: будущее цифрового правительства». Среди стран БРИКС Россия занимает 1-е место в рейтинге, а общее место среди всех стран мира – 42- е. Китай – на 43- м месте, Бразилия – на 49-м, ЮАР – на 65- м.
 
Кроме того, Россия занимает 30-е место из 233 по доступности мобильного интернета, по мнению международных экспертов. За последние четыре года существенно повысились эффективность и доступность государственных услуг для бизнеса и граждан.
 
В этом большая заслуга национального проекта «Цифровая экономика», который был инициирован в 2019 году президентом России Владимиром Путиным. Помимо перевода государственных услуг в цифру он способствует подключению социально значимых объектов и малонаселенных пунктов к интернету, развитию электронного документооборота и созданию надежной и безопасной информационной инфраструктуры.
 
По мнению доцента кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидата экономических наук Олега Рябова, цифровизация в современным мире, бесспорно, сокращает время оказания услуг и минимизирует издержки, однако, важно учитывать, что возможность предоставлять услуги в привычных форматах тоже необходимо сохранить, чтобы ими смогли воспользоваться некоторые группы населения, такие как пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущие, мигранты, те, кто нуждается в большем внимании со стороны государства.
«Некоторые пользователи указывают на то, что сайты с услугами им неудобны по ряду причин. К примеру, сложность структуры сайта, отсутствия онлайн поддержки или возможности для связи с консультантами по телефону. Самый эффективный способ преодоления данных неудобств – повышать клиентоориентированность, где удобство каждого и быстрое решение проблемы будет высшей ценностью компании», – подчеркнул эксперт.
 
В этом случае основное внимание, по мнению Олега Рябова, должно уделяться Data Governance. Это концепция управления данными в отношении возможностей, позволяющих организации обеспечивать высокое качество данных на протяжении всего жизненного цикла данных, а также внедрение средств управления данными, обеспечивающих достижение целей компании.
 
«Ключевые области управления: доступность, удобство использования, согласованность, целостность и безопасность данных, соответствие стандартам, они также включают в себя создание процессов для обеспечения эффективного управления данными в масштабах предприятия, таких как ответственность за неблагоприятные последствия низкого качества данных и обеспечение использования данных, которыми располагает предприятие, всей организацией», – рассказал Олег Рябов.
 
Он также добавил, что понятие Data Governance охватывает персонал, процессы и информационные технологии, необходимые для обеспечения согласованной и надлежащей обработки данных организации в рамках всего предприятия.
 
«Оно обеспечивает все методы управления данными, их основой, стратегией и структурой, необходимыми для обеспечения того, чтобы данные управлялись как актив и преобразовывались в значимую информацию», – заключил эксперт.