Новости

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Анна Дочкина «Работодатель сегодня высоко ценит квалификацию молодого специалиста»

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Анна Дочкина «Работодатель  сегодня высоко ценит квалификацию молодого специалиста»
17 августа 2023
С 2022 года более ста вузов запустили программы бакалавриата и магистратуры для подготовки специалистов по искусственному интеллекту. По ним обучаются 3 тысячи человек, а со следующего года будет обучаться в четыре раза больше студентов - 12 тысяч человек.
 
Параллельно идет подготовка в рамках дополнительного профессионального образования. В прошлом году обучение по востребованным специальностям в сфере искусственного интеллекта – от аналитика данных до руководителя проектов – прошли почти 2 тысячи человек. Для вовлечения молодёжи в развитие технологий ответственные работодатели проводят профориентационные мероприятия, хакатоны, создают кадровый отраслевой резерв.
 
По мнению декана факультета среднего профессионального образования РАНХиГС Санкт-Петербург Анны Дочкиной, подготовка  квалифицированных кадров, это подготовка кадров определенной квалификации, которую можно и нужно подтверждать.
 
«Это не подготовка абстрактного выпускника, это выпускник образовательного учреждения с оцененным набором характеристик, именно профессиональных. Система национальных квалификаций, созданная в нашей стране, основана на профессиональных стандартах, применение которых просто необходимо, для того чтобы в отрасли, получая выпускника, понимали уровень  его квалификации и выпускник понимал на какую должность согласно имеющейся квалификации он может претендовать, и как следствие уровень заработной платы», – пояснила эксперт.
 
Условный диплом, по словам Анны Дочкиной, все меньше интересует работодателя, ему важна оценка претендента на ту или иную должность с позиции оценки квалификации.
 
 «Например, факультет среднего профессионального образования в своем портфеле специальностей имеет уникальную для нас специальность «Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника», заканчивая которую выпускник в дипломе получит запись «квалификация-техник». Образовательная программа, по которой учится студент, должна учитывать принятый в этом году профессиональный стандарт «Специалист по подбору, монтажу и обслуживанию продукции реабилитационной направленности» и тогда программа учитывает не только требования ФГОС СПО (требования Федерального стандарта), но и требования рынка труда, и этот рынок труда может оценить его квалификацию», – рассказала Анна Дочкина.
 
Она также добавила, что учет профессиональных стандартов всеми участниками рынка труда и рынка профессионального образования способствует повышению их конкурентоспособности, повышения качества  и т.д. «Понятие «квалификации» сопровождает человека всю жизнь, весь его профессиональный трек: от  выпускника многоуровневых программ до квалификаций в трудовой деятельности. Вот здесь для неразрывности получения многоуровневых квалификаций необходимы структуры нового типа, которые могут дать такую последовательную многоуровневую квалификацию», – сказал она.
 
Так, например, это может быть многопрофильный многоуровневый колледж или даже факультет в вузе, пояснила декан факультета.           
 
 «Факультет среднего профессионального образования РАНХиГС Санкт-Петербург уже два года как сделал к такому образованию первый серьезный шаг. На факультете есть программа профессиональной переподготовки для желающих повысить и/или приобрести квалификацию техника в области протезно-ортопедической и реабилитационной  работы. С 2023 года группа специалистов факультета участвует в разработке ФГОС 4 по специальности 12.02.08 Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника. Разработка на основе нового ФГОС образовательной программы будет обязательно учитывать требования профессионального стандарта, который я уже называла, и все это во взаимодействии с участниками рынка – производителями протезно-ортопедической и реабилитационной продукции. Иначе сейчас быть не может. Время от «входа» в учебное заведение, до «выхода» из него ускоряется, становится короче, а рынок труда «втягивает» (есть такая стратегия в маркетинге, в том числе и в образовательном) специалиста», – заключила Анна Дочкина .