Новости

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Марина Минина рассказала о возможностях ледостойкой самодвижущаяся платформы «Северный полюс»

Эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Марина Минина рассказала о возможностях ледостойкой самодвижущаяся платформы «Северный полюс»
22 сентября 2023
 
Уникальная российская и единственная в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» вышла из Мурманска в первую экспедицию.
 
Научная программа экспедиции включает более 50 видов исследований. ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного ледовитого океана на глубине около четырех тысяч метров до верхних слоев атмосферы. Для этих целей платформа оснащена самым современным оборудованием.
 
На борту судна 17 научных лабораторий. Каждая – для отдельных работ: для изучения гравитационного поля Земли, озонового слоя, биологии, физики льда и атмосферы. Исследуется и рельеф океана, который на сегодня изучен не до конца. Благодаря пробам грунта со дна геологи смогут обновить государственные геологические карты Арктики.
 
Кроме того, в научный комплекс платформы входит парк транспортной техники для работы на льду, вертолётная площадка, грузоподъемное оборудование и комфортные каюты для полярников. Впервые исследовательские экспедиции в Арктике стали возможными вне зависимости от сезона — платформа способна проходить во льдах без привлечения ледокола в течение двух лет.
 
Как отметила доцент кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербург Марина Минина, уникальное российское судно решает целый комплекс актуальных задач, которые стоят перед отечественными учеными и исследователями.
 
«Ледостойкая самодвижущаяся платформа, построенная на стапелях Адмиралтейских верфей по заказу Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), на своем борту имеет команду ученых этого института. Одним из научных направлений ААНИИ является анализ возрастного состава льда в арктических морях и его изменчивости. Исследования припайных и дрейфующих льдов с точки зрения их возрастной градации, межгодовой изменчивости площади и толщины ледового покрова позволяют 
решать задачи режимного изучения ледовых условий морей, краткосрочных и
долгосрочных ледовых прогнозов, разработки навигационных рекомендаций и оценки типов ледовых условий в морях в зимний период, а оцифровка ледовых карт и их обработка с помощью ГИС-технологий дает возможность оценивать площадь ледовых зон и количество льдов различного возраста в период зимнего нарастания для всех морей СЛО вдоль трассы Северного морского пути.
 
Эти исследования востребованы как Росгидрометом, который отвечает за мониторинг состояния окружающей среды и гидрометеорологическую обстановку, так и структурой Росатома – Главным управлением Северного морского пути, обеспечивающей ледокольную проводку судов по этой транспортной магистрали, а также аварийно-спасательные операции в акватории арктических морей.   
 
Во время предыдущих рейсов совместно с командой ученых на борту ЛСП находились и представители ФГУП «ВНИИОкеангеологии», которые занимались изучением арктического дна, геологическим картированием бассейна Северного ледовитого океана и изучением внешних границ арктического шельфа, что является не только научным, но и геополитическим направлением Российской Федерации», – рассказала эксперт.