Новости

От дворца до музея

От дворца до музея
20 ноября 2017


В выставочных залах Арсенального каре Гатчинского дворца открылась новая выставка «Гатчина. 1917».

Она родилась к юбилейной дате как совместный проект музея- заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. В ее подготовке приняли участие ведущие музеи Санкт- Петербурга и Москвы, учреждения Российской Академии наук и частные коллекционеры. Но что особенно радует: свои бесценные экспонаты на выставку представил наш скромный Дом-музей им. П. Е. Щербова. «Ведь в событиях семнадцатого года,- как сказал на открытии директор музея-заповедника В. Ю. Панкратов,- Гатчина одно из главных исторических мест».

Столь неожиданной экспозиции, наполненной предметами-символами, кадрами из кинохроники, звуками паровозов и голосами граммофона, мы признаемся, не ожидали. Дизайнеры выставки потрудились на славу.

У входа на нее посетителей встречают предметы- символы: пропеллер от биплана «Форман» и винт деревянный от дирижабля «Лебедь». Понимай как хочешь! Далее мы видим белые стены залов- образ белого чистого листа, с которого, видимо, по замыслу революционеров должна была начаться новая жизнь.

Все семь экспозиционных залов выставки вовлекают нас в динамику движения времени, в круговорот стремительных событий в центре которых жизнь города Гатчины столетие назад. У входа, в каждом из залов, посетителя сопровождает напечатанная на белом полотнище красными буквами Историческая справка. Ее необходимо всякий раз внимательно прочитать.
Первый зал посвящен январю 1917 года. Гатчинский дворец уже опустел, но в городе живет Великий князь Михаил Александрович с супругой. Госпитали принимают раненых с фронтов и один из них содержится на средства брата императора. В экспозиции представлен ряд личных вещей семьи Михаила Александровича, да еще модель самолета напоминает о том, что пока продолжает работать гатчинская летная школа.

Экспонаты второго зала: довольно большая модель вагона военно-санитарного поезда, набор хирургических инструментов, халат для раненых - свидетельствуют о том, что продолжается война и служение тех, кто принимает раненых с фронта. Среди них- императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной, запечатленные на фотографии.
Следующий зал «погружает» нас уже в трагические события февральской революции и отречение императора Николая II. Осмотр, как обычно, предваряет Историческая справка, где дан подробный научный анализ сложившейся политической ситуации. В центре зала представлено Тронное кресло Николая II из Грановитой палаты Московского Кремля. Рядом с ним большой портрет самодержца в окружении фотографий основных участников событий февраля-марта 1917 года, склонивших его к отречению от престола. Это - председатель Государственной Думы М. В. Родзянко(1859-1924), командир Северного фронта генерал Н. В. Рузский(1854-1918), командир Кавказского фронта Великий князь Николай Николаевич(младший)(1859-1929), начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал М. В. Алексеев(1857-1918). На стеклянной витрине перед троном посетитель прочтет цитаты из отречений Царя и Великого князя Михаила Александровича.
Поразительно, что в то время когда бурлил революционный Петроград , в Гатчине продолжалась дачная жизнь. Город воспринимался как курортное место. В зале: интерьер гатчинской усадьбы, витрина с изысканным женским нарядом, поздравительные открытки. Но главный экспонат все же -столешница от стола с автографами писателей из дома А. И. Куприна в Гатчине. Мы без труда нашли роспись будущего Нобелевского лауреата Ивана Бунина.
Следующим поворотом событий стало появление в Гатчинском дворце, так называемой Художественной комиссии, в связи с Постановлением Временного правительства «О порядке управления ...дворцовым имуществом». В гатчинскую комиссию тогда вошли (о, чудо!) создатели отечественного искусствоведения: граф В. П. Зубов, П. П. Вейнер, В. Я. Курбатов, А. А. Половцов(младший).
Летом 1917 года в стране грянул новый политический кризис и Гатчина превратилась в арену политической борьбы: ее наводнили воинские части, первые комиссары, матросы - агитаторы, казаки, а в октябрьские дни город стал последним штабом Керенского. В связи с такими событиями, Государственная Третьяковская галерея представила на выставку известную картину «Бегство Керенского из Гатчины», созданную советским художником Г. М. Шегалем в 1936-1938 гг. Однако самым выразительным экспонатом этого зала, представленном в экспозиции, стало огромное красное шелковое знамя рабочих железнодорожного депо Гатчины.

В последнем зале выставки экспонаты «говорят» о превращении императорского дворца в музей. 26 ноября 1917 года его первым директором стал В. П Зубов, а 19 мая 1918 года Гатчинский дворец был впервые открыт для посещения как музей.

Зинаида Скорнякова