Новости

«За углом» -2018

«За углом» -2018
12 февраля 2018
Миссионерский театр

В гатчинском театре «За углом» прошел премьерный показ нового спектакля «Диалоги животных». Режиссером -постановщиком и исполнителем главных ролей в нем выступил артист Павел Явдосюк.

Блестящие пьесы

Это спектакль -фантазия по мотивам пьес Патрика Бессона «Диалоги животных» и Славомира Мрожека «Люлю». «Это две короткие блестящие пьесы,- делится Павел Явдосюк,- в которых совпадают главные темы. И у Бессона, и у Мрожека речь идет о свободе выбора человека и готовности платить за этот выбор».

Немного об абсурде

У пьес есть общий прародитель - театр абсурда. Это художественное направление раскрепостило театр, вооружило драматургов новой техникой, приемами и средствами, внесло новые темы и новых героев. Главный объект внимания у драматургов абсурда - человек в кризисном мире. Но сквозь видимый абсурд сюжета, в таком театре видна забота как сохранить в себе человечность, боль за человека и его внутренний мир.
В пьесе француза Патрика Бессона разыгрывается очень простая лирическая история про хозяина и кота. Роль Хозяина исполняет Павел Явдосюк, в роли Кота Боба - артист Дмитрий Маслобоев. На сцене представлена заброшенная квартира одинокого мужчины у которого умерла жена и он решает вопрос привести ли в дом другую женщину.

Как это было

Художник-постановщик Леонид Пережигин так рассказывает о работе над спектаклем: «Образ места действия помогло найти само помещение театра. Мне оно напоминает съемочный павильон российского телевидения, где я 15 лет проработал художником-сценографом, все в спектакле построено на узнаваемых деталях, которые нужны режиссеру и тексту пьесы. В оформлении первой пъесы" отталкивались" от французской мансарды, приметы Парижа, наклонного окна с жалюзи. Основным местом действия условно стали диван и абажур, вокруг которых происходят все воспоминания и разговоры с Котом. Важно было найти цвет подушек, одеяла и покрывала с фантасмагорическими знаками зодиаков. Женские портреты присутствуют в оформлении как воспоминания о бывшей хозяйке квартиры Марте. Пригодились и бутылка коньяка в форме Эйфелевой башни и махровое полотенце с надписью: "Счастье есть". Над костюмами Кота особенно долго думали, ведь он и кот и человек"

Свободный выбор?

В диалоге Хозяина с Котом обсуждается всего один вопрос: приглашать ли в дом вместо Марты знакомую Франсуазу? Как оказалось, Кот в решении вопроса заинтересован не меньше Хозяина. На аргументы последнего, что «наш дом опять оживет», «я соскучился по ласке», Кот, после долгих переговоров, где он приводил множество практических доводов, в конце концов объявляет ультиматум: «Я или Она?». И Хозяин под его нажимом неожиданно делает выбор в пользу своего настойчивого питомца. По настоянию Кота берет телефонную трубку и отказывает женщине в приглашении. Так привычнее?.. Быть может, на перемену обстановки уже нет сил?.. После чего театральный зритель, как свидетель происходящего на сцене, вынужден всерьез задуматься о «механизмах» своего выбора. Продолжает в спектакле тему «свободы выбора» звучание легкой французской музыки и кадры видеофильма с кошками, этими вечными «друзьями» человека...

Готовы ли мы платить?

Еще глубже задуматься о «свободе выбора» зрителю предстоит во втором акте спектакля, по пьесе поляка Славомира Мрожека, в котором видеокадры переносят нас на турецкий корабль. Там в трюме среди бочек живут две крысы — Лю и Люлю. И здесь мы становимся невольными участниками их разговоров.
Роль Лю, для которой главное в жизни всегда иметь в запасе кусочек сала, талантливо исполняет Дмитрий Маслобоев. Умную и успешную в жизни Люлю, которая любит рассуждать на абстрактные темы, с блеском играет Павел Явдосюк. Их диалоги не только раскрывают характеры, но и объясняют предсказуемость «свободного выбора» каждой из них.
Вначале зрителю непонятна роль небольшой афишки в трюме корабля, оповещающей о концерте музыки Моцарта, на фоне которой ведутся разговоры. Однако, когда подкормить крыс в трюм спускается корабельный повар, все проясняется. Музыка Моцарта, и для обитателей, и для посетителей трюма, символизирует состояние их душевного блаженства. Роль корабельного Повара виртуозно играет артист театра Сергей Воробьев. Когда он появляется в трюме со столиком, уставленном наполненными фужерами, а вслед за ним впорхнет обворожительная Турчанка, в исполнении хореографа спектакля Веры Ребрик, становиться понятно, что у каждого персонажа на этом корабле - «свой Моцарт», «свое блаженство», «свой выбор». Тем не менее, постановщики спектакля не лишили своих героев надежды на спасение. В центре трюма над головами персонажей повесили морской спасательный круг как символ «правильного выбора».
Хотя невольно возникает вопрос: а готовы ли мы платить за «свой выбор» ?..
В то время, когда герои спектакля погружены «в музыку Моцарта», на камбузе корабля взрывается титан, и корабль идет ко дну.

Камерный театр

Название театра «За углом» возникло от места его расположения. Он находится за углом тыльной стороны здания городского Дома культуры. Зал театра небольшой: всего 40 мест. Что позволяет играть спектакли большое количество раз. И о наполнении его зрителями можно не беспокоиться. Гатчинцы свой камерный театр посещают и любят.
О том, как складывается судьба театра в одном из малых городов России рассказал главный режиссер Юрий Алексеевич Калугин: «Я ученик Георгия Александровича Товстоногова и много работал в малых городах России. Поставил 63 спектакля, и могу сказать, что наличие в них театра позволяет его жителям ощущать себя людьми не провинциальными. На нашей сцене перед ними огромная палитра мировой литературы. Здесь им интересно. У нас есть всё.
На конкурсе «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге мы получили приз «За актерский дуэт». Столичный театральный критик нам сказал: «У вас миссионерский театр. Он возвращает человека в пласт мировой культуры». По конкурсу было видно, что мы не уступаем большим театрам. Потому что это не работа, а это - служение. Просто в малых городах всем приходится «крутиться» на двух работах. К примеру, я еще преподаю сценическую речь. Свои спектакли мы показывали в Санкт-Петербурге в Союзе театральных деятелей, в Доме актера, куда приходят известные артисты, залы были переполнены. Мы ощущаем себя в большом театральном процессе. Нельзя забывать и то, что у нас есть свой театральный фестиваль «Авангард и традиции», который курирует Российский союз театральных деятелей, на который приезжают театральные коллективы не только нашей страны, но и зарубежья. Что также благоприятно сказывается на культурной атмосфере Гатчины».

Зинаида Скорнякова