Новости

Новое дыхание «Гармонии»

Новое дыхание «Гармонии»
27 февраля 2019
«То, что у нас сейчас происходит – это именно сотворчество», – уверен хоровой дирижер, руководитель Гатчинской молодежной капеллы «Гармония» Евгений Иванов. Он возглавил хоровой коллектив в самое тяжелое для него время – в феврале 2018 года, когда ушла из жизни легендарный хормейстер Ирина Роганова, имя которой носит сейчас «Гармония».

Напомним, молодежную капеллу «Гармония» основала в 1982 году Ирина Вячеславовна Роганова, вклад которой в развитие музыкальной и хоровой культуры в России невозможно переоценить. Ирина Роганова – заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор множества публикаций и методик в области хоровой музыки, основатель и первый председатель правления Ассоциации руководителей детских и молодежных хоров Северо-Западного региона.

Сегодня «Гармония» – один из лучших хоров Ленинградской области, хорошо известный в России и за рубежом. В репертуаре хора – произведения различных направлений и стилей: русская духовная музыка, зарубежная классика, много современной музыки, фольклор.

Несмотря на тяжелую утрату, «Гармония» продолжает работать и творить, удерживая высокую планку исполнительского мастерства и радуя нас своими концертами. Все это — благодаря активности и таланту молодого хормейстера Евгения Иванова и невероятной сплоченности коллектива капеллы, продолжающего традиции, основанные Ириной Рогановой.

- Евгений, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я родом из Нижнего Новгорода. Окончил Нижегородскую хоровую капеллу, где нас плотно обучали хоровому искусству. С самого детства пел в хоре. Работать с коллективом, дирижировать начал уже на студенческом этапе жизни. После капеллы окончил Нижегородскую консерваторию по классу хорового дирижирования и в 2017 году поступил в магистратуру Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. До конца учебы мне осталось полгода...

- Как Вы пришли к музыке? В какой момент решили, что свяжете свою жизнь именно с хоровым искусством?

- Это все довольно сложно... Я, наверное, как и большинство музыкантов этого направления, плыл по течению: сначала родители привели меня в капеллу, потом начались поездки, гастроли - все это было очень интересно. Мои родители никак не были связаны с музыкой, в музыку меня привела бабушка. Она очень часто водила меня на концерты в филармонию. Возможно, все дело в советском воспитании, когда многие люди старшего поколения так или иначе дружили с серьезной музыкой.
Осознанное желание серьезно заниматься музыкой у меня появилось, пожалуй, только в консерватории, на втором-третьем курсе. В принципе, так происходит у многих хоровых дирижеров. Наверное, этим-то мы и отличаемся от инструменталистов, которые уже с детства понимают, что им это нравится, и они этим будут заниматься.

- Можете описать свое отношение к музыке? Что это, любовь?

- Те эмоции и чувства, которые я испытываю при обращении к классикам, конечно, можно назвать любовью. Но я не могу сказать, что я сосредоточен только на академической музыке, например. Я слушаю и изучаю абсолютно разную музыку, и современную тоже. Все интересно, интересны классики рок-музыки, «Queen», «The Beatles», например.

- Чем любите заниматься в свободное время?

- В свободное время я рисую, мне очень нравится рисовать. Очень много пишу — записываю какие-то жизненные наблюдения, размышления. Пишу свою жизнь, пока только для себя - все это дальше меня никуда не уходит.

- Как Вы оказались в Гатчине?

- С Ириной Вячеславовной Рогановой нас связывали достаточно плотные творческие отношения. Мы познакомились в 2016 году, когда ей нужна была помощь — она собиралась с коллективом в Сочи на Всемирные хоровые игры и попросила нас в качестве артистов хора помочь спеть сложные партии. Нас было трое из Нижнего Новгорода. Мы согласились, съездили с «Гармонией» в Сочи и потом еще не раз выезжали вместе.
Так получилось, что мы много общались с Ириной Вячеславовной во время этих поездок, обсуждали какие-то профессиональные моменты. Она спрашивала советов у меня, я — у нее, как лучше поступить в той или иной ситуации.

- Не страшно ли было перенимать эстафету у такого маститого, легендарного руководителя, как Ирина Вячеславовна?

- Еще до того, как я возглавил «Гармонию», я знал, что это коллектив высокого международного уровня, руководитель которого имеет огромный авторитет не только в России, но и в Европе. Вообще, я ко всему в жизни отношусь с какой-то легкостью. Каждый раз, когда за что-то берусь, это для меня огромная авантюра. Если не получается – ну, значит, не судьба...
На это раз у меня было непонятное состояние: я понимал, что мне нужно добиваться авторитета в коллективе, чтобы мы с ним были на одной волне. Ирина Вячеславовна много делала для хорового искусства в целом. Сейчас всем этим занимается огромная команда, сформированная еще при ней — в основном, это ребята из «Гармонии». Мне они очень помогают, потому что тот объем работы, который делала Ирина Вячеславовна, я пока не могу осилить. Я занимаюсь с ребятами музыкой – тем, чему я учился много лет, и считаю, что этого пока достаточно.

- Ирина Вячеславовна очень беспокоилась о судьбе хорового искусства в России. Говорила, что его состояние оставляет желать лучшего и требует деятельного внимания. С другой стороны, она говорила об уникальности современного хорового искусства именно в России...

- Я с ней в этом абсолютно согласен — в чем-то мы действительно отстаем глобально. Даже то, что сейчас происходит в соседних прибалтийских странах, — это совершенно другой уровень. Но здесь нужно говорить не только об уровне, но и об особенностях нашей хоровой музыки. У нас разные пути, мы двигаемся в разных направлениях.
Насколько я понимаю, Европа сейчас двигается в направлении массового участия в любительских хорах, и в этом мы сильно отстаем. Зато у нас в России - сильнейшая профессиональная школа хорового искусства. То, что происходит у нас в профессиональных хоровых кругах, не происходит больше нигде в мире. При этом и у нас есть сильные любительские коллективы, которые двигают вперед хоровое любительское пение. И это тоже очень важно.

- Многие из участников «Гармонии» близки Вам по возрасту. Это помогает в работе? Как складываются Ваши взаимоотношения с коллективом?

- Я вижу свою задачу в том, чтобы не только мои ровесники, но и люди других возрастов, имеющие отношение к нашему коллективу, были объединены в одно целое. Чтобы сохранялась такая нерушимая цепь, когда все поддерживают друг друга, переживают друг за друга в сложные моменты.
Я себе сделал установку, что я не только наставник. Мы общаемся очень легко, по-дружески, практически на «ты». В таком плане у нас строится и работа. То, что у нас сейчас происходит, - это именно сотворчество, честное, доброе, искреннее. По крайней мере, я так вижу...

- Что самое интересное в Вашей работе? И что самое трудное?

- Самое трудное то, что я все-таки работаю с непрофессионалами. Довольно много наших артистов слабо владеют нотной грамотой. А музыку мы поем очень трудную, практически ту, что поют в профессиональной сфере. Это все сказывается на каких-то технических моментах работы, на ее продолжительности, например. Мы много времени тратим на разучивание, прежде чем прийти к какому-то результату. Вот это вызывает трудность...
А самое интересное?.. Да все мне интересно. Интересен сам процесс работы над произведением, то, что мы поем и русскую, и зарубежную музыку, ищем какие-то смыслы в поэтических текстах, на которые написана музыка. Надеюсь, что и ребятам все это тоже интересно.

- Вы лидер по жизни, настойчивый человек?

- Думаю, все-таки — да, лидер. В каких-то профессиональных вопросах я настойчивый, но в жизни, скорее, нет. То есть я не люблю настаивать, если человек не хочет или если у него что-то не получается. Мне проще отпустить его, чтобы ему было комфортно, а не настаивать на чем-то.

Насколько я вижу ситуацию, в работе я «зажигальщик». Можно долго сидеть, обдумывать план, ковырять, но я стараюсь делать так, чтобы людям было интересно петь, узнавать что-то новое. Ведь на чем все держится? На интересе!

- Коллектив продолжает постоянно выступать на концертах и фестивалях. Какие события прошедшего сезона Вы бы отметили, в первую очередь?

- В первую очередь, я бы выделил поездку, которая была не в рамках какого-то музыкального события. В августе прошлого года мы ездили в латвийский Цесис, в хоровой лагерь. Эта традиция, когда все коллективы «Гармонии» куда-то выезжают и плотно репетируют, началась еще при Ирине Вячеславовне. В прошлом году я постарался, чтобы мы все — и младший, и старший, и молодежный хоры – объединились, взаимодействуя и принимая на себя задачи друг друга.

Еще одно событие, которое хотелось бы отметить - в марте прошлого года мы выступали на Международном хоровом конкурсе «Радуга» в Государственной капелле Санкт-Петербурга, взяв там самую высокую награду.
С сентября до декабря 2018 года у нас был очень плотный график — мы выступали в Петербурге, в рамках концертов, которые организует Хоровая ассоциация Северо-Запада, которую возглавляла Ирина Вячеславовна. В месяц у нас было по пять-шесть концертов!

- Первый концерт молодежной капеллы «Гармония» в 2019 году состоялся в Гатчинском Покровском соборе. Духовная музыка является важной частью репертуара хора. Почему это так важно, на Ваш взгляд?

- Пение духовных произведений - это давняя традиция русской хоровой музыки. Был очень большой перерыв в советское время, но в последние десятилетия она стала опять возрождаться. Сейчас в стране проходит много серьезных фестивалей духовной музыки, в которых большое участие принимает и Русская Православная церковь. Это все очень здорово — так возвращается традиция, которая сложилась задолго до революции. Это огромный пласт нашей хоровой культуры, который нужно сохранять.

- Планируете ли какие-то изменения в репертуаре коллектива?

- Ирина Вячеславовна плотно занималась поиском актуальной хоровой музыки. Часто это были прибалтийские композиторы, известные во всем мире, сочинявшие сложные произведения. На данный момент я стараюсь продолжать эту традицию. Хочется развивать профессиональное направление. Музыка, которую могут петь профессиональные коллективы, все-таки абсолютно другая по качеству, технологии, по каким-то техническим параметрам — по сравнению с любительским направлением, которое массово развивается на Западе.

- Какие планы у коллектива «Гармонии» на этот творческий сезон?

- В конце февраля нам предстоит серьезная поездка в Петрозаводск, где будет проходить Международный хоровой фестиваль имени Г.Е. Терацуянца. Мы привезем туда обновленную программу. На конец марта у нас запланировано большое выступление на Международном конкурсе-фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге. Также среди серьезных мероприятий - XVI Международный хоровой фестиваль в Таллинне, который проводится в апреле. Это важное для нас событие: туда приезжают очень серьезные, с точки зрения профессионализма, коллективы. А наш глобальный план — Европейские хоровые игры в Швеции, которые состоятся в августе 2019 года. Мы повезем туда абсолютно новую программу, которую начали готовить еще прошлым летом.

- Будет ли и дальше проводится Летняя хоровая школа в Гатчине?

- Конечно, эта традиция будет продолжаться. В 2018 году очередной проект «Хоровая лаборатория. XXI век» собрал в Гатчине около ста участников из разных городов России и зарубежья. Летней хоровой школой занимается как раз вся команда «Гармонии». Надеюсь, что с каждым годом этот проект будет расширять свою географию и развиваться дальше.

- Благодарю Вас за интересную беседу и желаю коллективу «Гармонии» дальнейших успехов и блестящих побед!

Автор : Юлия Лысанюк
https://gtn-pravda.ru