Новости

Интервью с начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе ЛО Крупиной Мариной Ивановной об электронных трудовых книжках

Интервью с начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе ЛО Крупиной Мариной Ивановной об электронных трудовых книжках
13 февраля 2020
               Интервью с начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) Крупиной Мариной Ивановной                                                 об электронных трудовых книжках

С 1 января 2020 года в России вступил в силу федеральный закон об электронной трудовой книжке. О том, в чем преимущество электронной трудовой книжки, могут ли граждане и дальше пользоваться бумажной трудовой книжкой, какие сведения о работнике будут предоставлять работодатели, и о сохранности этих данных в интервью  рассказала   начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное)  Марина Ивановна Крупина.
Марина Ивановна, чем обусловлен переход на электронные трудовые книжки?
Переход на электронные трудовые книжки осуществляется в рамках  реализации национального проекта «Цифровая экономика». Старт активной работе в этом направлении дал Указ Президента от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Переход на электронные трудовые книжки предусмотрен поправками в действующее законодательство.
 
16 декабря 2019 года Президентом Российской Федерации подписаны следующие федеральные законы, направленные на ведение учета сведений о трудовой деятельности граждан в электронном виде:
  • Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которым на работодателей  возложена обязанность с  1 января 2020 года представлять в информационную систему Пенсионного фонда России сведения о трудовой деятельности работников;
  • Федеральный закон  от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», на основании которых предусмотрена возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде, такие сведения становятся основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
 
Названные законы вступают в силу с 1 января 2020 года.
 
Надо сказать, что во многих странах  трудовые книжки перестали наличествовать в принципе. К примеру, в той же Европе трудовая книжка в нашем понимании считается устаревшим инструментом. Там давно трудовую книжку целиком заменили электронные базы данных. Это было сделано, потому что к бумажным документам на практике предъявляется много претензий. Основное недовольство связано  со следующим.
Во-первых, бумажная форма трудовой книжки с годами приходит в негодность, может быть потеряна или испорчена. А процедура ее восстановления достаточно сложная, и есть риск полной утери некоторых данных.
Во-вторых, очень много эпизодов мошенничества с книжками, так как бланки находятся в свободном доступе, поэтому так много подделок.
В-третьих, необходимость выделения специальных помещений для хранения книжек сотрудников; особенно это касается крупных предприятий.
Ну и, конечно, никак не оправданы трудовые затраты времени и его оплаты, которые расходуются на заверение сделанных копий, на создание выписок вручную и т.д.
 
 
Электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем работающим документа. Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
 
--- Какую информацию должны передавать работодатели в ПФР с начала года?
— С 1 января 2020 года работодатели ежемесячно предоставляют в электронном виде в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника. То есть это сведения о приеме на работу или увольнении с работы, о месте работы, профессии, должности и сведения о любых изменениях, которые происходят внутри организации, например — перевод с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое или переименование организации. Раньше в Пенсионном фонде таких данных не было, теперь же все, что записано в трудовой книжке, будет предоставляться нам в электронном виде от работодателей в соответствии с Трудовым кодексом.
А с 2021 года данные будут предоставляться более оперативно. То есть данные о приеме на работу и увольнении работодатель будет передавать нам на следующий рабочий день. Это нужно для того, чтобы у работника сразу были на руках эти сведения для его последующего трудоустройства. А вот остальные сведения работодатели будут предоставлять также ежемесячно.
Понесут ли какие-то расходы работодатели?
— Все процессы будут осуществляться в рамках стандартных процедур и на основе доработанных бухгалтерских программ, поэтому работодателю нужно будет просто освоить новую версию.
Работники, которые хотят сохранить бумажные трудовые книжки, должны написать об этом заявление в 2020 году. Кто обязан уведомить об этом работника? Есть ли какие-то сроки уведомления? Как быть, если работник увольняется с места работы, где он писал заявление, и трудоустраивается в другом месте?
— По закону работодатель обязан до 1 июля 2020 года уведомить своих сотрудников об изменениях в трудовом законодательстве. При этом предусмотрено, что гражданин в течение 2020 года должен сделать выбор и написать заявление о том, что он либо оставляет свою бумажную трудовую книжку, либо переходит на электронную. В случае, если работник выбирает новый формат, то бумажную трудовую ему выдают на руки. При увольнении работодатель предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности по специальной форме, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, — как выберет сам работник. Но если вдруг работник потеряет этот документ, то все сведения всегда можно получить из базы данных ПФР.
В случае, если работник выбирает бумажную трудовую книжку, то работодатель просто продолжает ее вести и при увольнении выдает ее на руки. У следующего работодателя такой работник также имеет право вести бумажную трудовую книжку или изменить свой выбор.
Для сотрудников, которые с 2021 года впервые вступают в трудовую деятельность, организации будут вести сведения о трудовой деятельности только в электронном виде.
Кроме того, если человек не написал ничего в течение 2020 года, например, был в длительной командировке, в отпуске, болел или не работал, то за ним и после 2020 года сохраняется право написать заявление о своем выборе в пользу бумажной или электронной трудовой книжки. До тех пор работодатель будет продолжать вести его трудовую книжку в бумажном виде.
Будут ли в электронной трудовой книжке сведения о причине увольнения? Сможет ли следующий работодатель увидеть, по какой причине уволили сотрудника?
— Да, будут вписаны номер приказа об увольнении и основание для увольнения.
Электронная трудовая книжка не может случайно потеряться?
— Не может. Сведения о трудовой деятельности хранятся в системе Пенсионного фонда, которая соответствует всем требованиям по приему, хранению и обработке персональных данных. Для этого применяется самое современное оборудование, использование которого одобрено и рекомендовано регуляторами в области защиты информации. Гораздо чаще люди теряют бумажные трудовые книжки.
Если вдруг внесли неправильные сведения в электронную трудовую книжку, что тогда делать?
— Если внесены неправильные сведения по вине работодателя, то на основании заявления работника работодатель обязан нам направить уточняющие формы отчетности.
Предусмотрены ли какие-либо наказания для работодателей за неправильное предоставление данных о работниках в Пенсионных фонд?
— Да. Работодатель несет ответственность за несвоевременное, неполное и неправильное предоставление сведений о трудовой деятельности граждан. Если есть нарушения в сроках, полноте и достоверности предоставленной информации, то Пенсионный фонд направляет данную информацию в Роструд. И уже Роструд применяет меры административного воздействия в отношении этого работодателя.
Будут ли работодатели передавать сведения о наградах, почетных грамотах министерств и ведомств, благодарственных письмах, знаках отличия? Сегодня можно внести эти сведения в трудовую книжку.
— Предоставление информации о наградах в составе сведений электронной трудовой книжки не предусмотрено. Это связано с тем, что и сейчас различные льготы, которые предоставляются в связи с наличием наград, назначаются не на основе сведений из трудовой книжки. Для этого нужно предоставить  документы, подтверждающие получение награды в соответствующие органы. Поэтому дополнять сведениями о награде трудовую книжку нет необходимости. Кроме того, это лишняя нагрузка на работодателей. Трудовая книжка — это инструмент для учета стажа, а награды — для получения льгот.
Марина Ивановна, Пенсионный фонд и сейчас ведет учет работающих граждан. Сколько человек сегодня в этой базе?
— Специальный номер индивидуального лицевого счета — СНИЛС —присваивается всем гражданам Российской Федерации, а также гражданам, которые приехали в Россию и вступили в трудовые отношения.
В настоящее время насчитывается около 309 тысяч СНИЛС в Гатчинском и Волосовском районах. То есть Пенсионный фонд ведет учет как работающих, так и неработающих граждан.
Если человек потерял справку о трудовой деятельности или ему нужны эти сведения для предоставления по месту требования, то где он может их взять?
— Сведения по установленной форме могут выдать работодатель, Пенсионный фонд, их можно получить в МФЦ. Также можно получить в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда или портале Госуслуг. Указанные сведения можно распечатать или отправить по месту требования в электронном виде. При этом документ не надо заверять, поскольку он уже будет с электронной подписью.