Новости

Маркировка табачной продукции

Маркировка табачной продукции
11 августа 2020
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 года №224 "Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной сиситемы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции"

Маркировка табачной продукции

В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» управление Роспотребнадзора информирует, что согласно указанному Постановлению, с 01.07.2019 маркировка табачной продукции с кодами по классификатору 12.00.11. 130, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20, код 12.00.11.140, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20 900 0 является обязательным наряду с акцизными и специальными марками.

С первого июля 2019 года не допускается ввод в оборот сигарет и папирос без нанесения на них средств идентификации и передачи в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга) сведений о маркировке указанных видов табачной продукции средствами идентификации и их первой продаже.

Иные виды табачной продукции подлежат обязательной маркировке средствами идентификации с 1 июля 2020 года. Новая маркировка не заменяет акцизных и специальных марок, которые по-прежнему обязательны.
Под вводом табачной продукции в оборот понимается:

- при производстве табачной продукции на территории Российской Федерации - первичная возмездная или безвозмездная передача от производителя новому собственнику либо иному лицу с целью последующей реализации;

- при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации (за исключением табачной продукции, ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами для внутреннего потребления табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;

- при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации в отношении табачной продукции» ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза» - ввоз юридическим лицом или физическим лицом» зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, табачной продукции в Российскую Федерацию.

Одновременно у организаций оптовой торговли возникает обязанность по внесению в информационную систему мониторинга сведений в отношении приобретения табачной продукции у производителей и импортеров.

Для предприятий розничной торговли с 1 июля 2019 года возникает обязанность по внесению в информационную систему мониторинга сведений в отношении розничной продажи табачной продукции, произведенной (ввезенной) после 1 июля 2019 г.

Розничная продажа указанных видов табачной продукции, допускается только при условии передачи в информационную систему мониторинга сведений об их продаже.

При этом, оборот сигарет и папирос, не маркированных средствами идентификации, введенных в оборот до 1 июля 2019 года допускается до 1 июля 2020 г.

Контроль за оборотом маркированной табачной продукции на территории Российской Федерации должен осуществляться территориальными органами Роспотребнадзора в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилами маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в



отношении табачной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224.
За оборот немаркированной табачной продукции и нарушение порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.
Для снижения нелегального оборота и повышения безопасности и качества товаров в России создана государственная информационная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. С 1 июля 2019 производители и импортеры обязаны маркировать свою продукцию, с 1 июля 2020 года оборот немаркированной табачной продукции будет запрещен и в розничной продаже должны находиться только сигареты и папиросы с нанесенными цифровыми кодами Data Matrix. Они являются гарантией легальности продукции и обеспечивают ее прослеживаемость.
Одновременно, в рамках проекта маркировки создается инструмент общественного контроля, который делает покупателя полноценным участником товарооборота и дает возможность самостоятельно контролировать потребляемую продукцию. С 1 июля 2020 года потребитель вправе не только требовать маркированную продукцию, но и проверять легальность сигарет в торговой точке. Для этого нужно скачать приложение «Честный ЗНАК» для iOs или Android и просканировать код Data Matrix (расположен на нижней стороне пачки, выглядит как черный квадрат с белыми точками внутри).

Код маркировки представляет собой уникальную
последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix
на средстве идентификации.

Отсутствие маркировки на табачной продукции будет являться нарушением согласно ст. 15.12 КоАП. О соответствующих нарушениях потребитель вправе сообщить в органы Роспотребнадзора и правоохранительные органы прямо из приложения «Честный ЗНАК», отправив информацию в единую систему маркировки.
Система маркировки идентификационными знаками включает в себя, в том числе, качественные характеристики товара, позволяя потребителю сделать осознанный выбор. При этом информация, полученная потребителем после сканирования маркировки посредством мобильного устройства, позволяет в автоматическом режиме передавать данные в случае обнаружения несоответствия в контрольно-надзорные органы. Это снижает административную нагрузку на добросовестный бизнес и коррупционные риски, одновременно позволяя контрольно-надзорным органам оперативно реагировать в случае нарушения установленных требований. На сегодняшний день приложение скачано более 750 тысяч раз, проверено более 6,5 миллиона товаров.