Новости

Звоните – поговорим!

Звоните – поговорим!
13 августа 2020
Зачем нам осваивать письмо левой рукой? Почему вредны кроссворды, и что такое «интрапси», рассказала психолог гатчинской Школы третьего возраста Раиса Капицина, специализирующаяся на позитивной психотерапии.

В мае в Школе третьего возраста открылась служба психологической поддержки для пожилых людей. Каждый будний день опытный психолог принимает звонки от жителей Гатчины и района, чтобы выслушать, оказать помощь, дать консультацию. Полезна ли эта служба, и много ли пенсионеров обращается?

- Эта служба оказалась совершенно необходимой, очень своевременной и очень востребованной, – говорит Раиса Львовна. – Школа третьего возраста организовала ее в рамках проекта «Старшее поколение – золотой ресурс России», при поддержке благотворительного фонда «CAF Россия» и гатчинской администрации. Идея зародилась во время пандемии, когда многие пожилые люди оказались в полной изоляции. И они стали нам звонить, каждый день. Конечно, по телефону сложно давать какие-то консультации, но психологическая поддержка помогает. Телефон бывает часто занят, и люди оставляют свои координаты, мы им перезваниваем.

- Сколько лет вашим абонентам? С какими вопросами они обращаются?

- Возрастной диапазон – от 62 до 92 лет. Наиболее частые проблемы – тревожные состояния, страхи, одиночество. Одиночество и потеря близкого – прежде всего. А кто-то хочет получить дополнительную информацию о школе, о наших проектах, чем можно заняться, куда пойти.

- Насколько результативен этот метод – «телефон доверия»?

- Все, кто нам звонит, впервые в жизни общаются с психологом. У этого поколения нет подобного опыта, зато есть доля недоверия – и любопытство. Мы стараемся человека разговорить, чтобы он открылся. Обычно все начинается с общих жалоб, прикрывающих суть проблемы. Я спрашиваю: «Что вас беспокоит?». «Да вот, ЖКХ, здравоохранение и т.д., и т.п. В общем, все плохо». А потом выясняется, что женщина недавно похоронила мужа и не может смириться с потерей. В процессе общения люди открываются и идут на контакт. Не было случая, чтобы кто-то не пошел.

С первого дня у меня постоянный клиент: женщина 1930 года рождения. Причина обращения: «Хочу получить дополнительную информацию о школе, хочу общаться». И многие потом звонят еще и еще раз, извиняясь при этом, боясь показаться навязчивыми – это деликатное поколение. Я сразу отмечаю людей, которые готовы идти на личный контакт – глаза в глаза. Они меня приглашают – я прихожу. Потому что телефонное консультирование – это непросто. Человек не знает, кто находится на том конце провода, он насторожен, ему сложно перейти к доверительной беседе.

Вот, например, звонила 90-летняя женщина. Сначала разговор был ни о чем. А потом выяснилось, что у нее умерла дочь. Тяжело справиться с переживаниями. Она рассказала все о себе, о внуках и правнуках. Я пригласила ее в наш филиал – общаться.

Сегодня я разговаривала с ветераном 1928 года рождения. Он потерял и жену, и сына, все видит в негативном свете. Жизненный тонус снижен. Есть большой дефицит душевного общения. Мы поговорили. Через какое-то время я ему сама позвонила, мы хорошо пообщались – и назначили встречу… Чаще всего люди страдают от неверия в себя, в свои возможности. В процессе общения выясняется, что можно и нужно жить дальше.

Продолжение: https://gtn-pravda.ru/2020/08/13/zvonite--pogovorim.h..