Новости

Российский кинофестиваль "Литература и кино"

Российский кинофестиваль "Литература и кино"
02 ноября 2020

Екатерина Варкан: «Экранизации могут удовлетворить устойчивый интерес общества к истории, событиям, персоналиям»

С 19 по 25 ноября в Гатчине вновь состоится Российский кинофестиваль «Литература и кино». Это единственный в России кинофорум, в котором участвуют только фильмы-экранизации, имеющие литературную основу, а гостями являются не только кинематографисты, но и литераторы, представляющие золотой фонд современной культуры. О том, что ждет зрителей 26-го кинофестиваля «Литература и кино» в рамках литературной части, рассказала член оргкомитета кинофестиваля, писатель, член российского ПЕН-клуба Екатерина ВАРКАН.

- Чем будет интересен 26-й фестиваль «Литература и кино» в плане литературы?

- Всякий раз фестиваль интересен. Это известно его завсегдатаям. Интересен, конечно, и именами писателей, которые посещают Гатчину. Имена эти всегда разные. Во все годы мне были милы все наши гости. Расскажу о нынешних. Возможно, благодаря онлайн формату кинофестиваля этого года, общение с ними станет более доступным – все гости готовят свои выступления и творческие встречи в записи специально для гатчинского фестиваля.
Виктор Куллэ – на мой взгляд, один из самых ярких поэтов, переводчиков, критиков сегодняшнего дня.
Витиеватая его судьба привела к Иосифу Бродскому и его наследию. Творчеством Нобелевского лауреата Виктор Альфредович начал заниматься еще в Литературном институте, где учился. В конце 1980-х годов сочинил пару курсовых работ, после защиты которых скандала не случилось и неприятностей не последовало. Поэтому, поступив в аспирантуру, легко взялся и за диссертацию «Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (1957-1972)», которая стала первой в нашей стране, посвященной прославленному соотечественнику. Участвовал в составлении комментариев к одной из первых книг Бродского в России «Бог сохраняет всё». Позже, уже после ухода Иосифа Александровича, в 1998-м описывал вместе с Львом Лосевым в Штатах его архив, был комментатором собрания сочинений.
Виктор Куллэ является автором сценариев к большому количеству документальных фильмов и, в частности, к картине про Пушкина и Грибоедова «История одной мистификации», которая участвовала в конкурсе нашего фестиваля и получила приз.
Куллэ, сам интеллектуал, самобытнейший автор и экспрессивный рассказчик. Не сомневаюсь, он порадует гатчинских книгочеев.
Анатолий Сергеевич Макаров - патриарх отечественной прозы. Журналист по образованию, он много работал в советских печатных СМИ и в какой-то момент жизни трудился в знаменитой «Неделе», приложении к авторитетнейшей в свое время газете «Известия». Макаров печатал там не только корифеев, но открывал молодых и новых авторов. В те годы опубликоваться в популярнейшей «Неделе» значило – по сегодняшней мерке – получить престижную премию. И литература сразу захватывала такого автора в свои объятия.
Были случаи, когда «Неделя» выводила писателя из забвения. Так случилось, к примеру, с Андреем Битовым, на тексты которого в какой-то момент было наложено табу, и публикация в «Неделе» лихо вернула его в современную прозу.
Словом, участие Анатолия Сергеевича влияло на судьбы многих, хотя сам он никогда не поминает об этом.
Проза Макарова сентиментальная, нежная, трогательная, чувствительная. Его великолепная повесть «Человек с аккордеоном» экранизирована Николаем Досталем. Это пронзительное повествование о бытии военного поколения после победы.

- Какие имена классиков мы будем вспоминать в этом году и как?

- Безусловно, вспомним 130-летний юбилей Бориса Леонидовича Пастернака. Специально для гатчинцев записывает выступление его внучка, хранитель дома Пастернака в Переделкине Елена Леонидовна. Она рассказывает о семье, доме, традициях. Показывает уникальные семейные фотографии, которых никто никогда не видел.
Иосифу Бродскому отдаст дань в своих рассказах Виктор Куллэ, о котором мы уже сказали. Это один из немногих исследователей, соприкоснувшихся с личными документами Иосифа Александровича и посвятивший поэту многие страницы.

- Какие литературные новинки обсудим в рамках фестиваля? Увидим ли новые лица?

- Что мы называем литературной новинкой? К примеру, если речь идет о грандиозном трехтомном собрании «Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток»? Художник Поленов еще и просветитель, путешественник, меценат. Издание повествует об этапах пути великого мастера и посвящено его юбилею.
Великолепные книги эти будут представлены на фестивале его правнучкой Натальей Поленовой – директором Музея-усадьбы Поленова.
Мы рады, что не только москвичи – в Третьяковке прошла потрясающая выставка работ Василия Поленова, – но и гатчинцы смогут прильнуть к этому святому источнику.
К новинкам отнесу и свою книгу, которая увидела свет благодаря пандемии коронавируса. «Тайны драгоценных камней и украшений» (АСТ, 2020). Главные герои книги – изделия из драгоценных камней, сыгравшие особую роль в жизни своих обладателей. Изумительной красоты кольца, трости, карманные часы, принадлежавшие царям и аристократам, императрицам и фавориткам, известным писателям и авантюристам не только меняли судьбы хозяев, они творили саму историю. Презентация записана для читателей и зрителей. В ней также прогулка по Измайловскому острову и привет гатчинцам из Москвы.

- Чем объяснить, что с каждым годом в конкурсной программе все меньше игровых фильмов? Чаще выигрывают неигровые картины, которые ближе к литературе.

- Этот вопрос надо задать режиссерам – отчего с каждым годом у нас меньше экранизаций? Много может быть здесь толкований. Но главное, на мой и общий взгляд, отсутствие финансов. Потому как экранизация – чаще всего так называемое костюмное кино и требует немалых вложений.

Интерес к документальным лентам, несомненно, вырос в последние годы и у кинематографистов, и у зрителей. Как кажется, это связано с тем, что в обществе открывается устойчивый интерес к истории, событиям, персоналиям, и интерес этот документальное кино – при талантливом авторе - может эффектно удовлетворить.
Вот такие наметки. Результаты подведем позже.