Архивный отдел
Виртуальные выставки

Виртуальные выставки

Елизаветинская школа – коммуна
1923-1929 годы

Российским учителям посвящается

 
«Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».
 
Эти слова А.С.Пушкина о Царскосельском лицее  можно смело отнести и к  Елизаветинской школе-коммуне, действующей в 1923-1929 годы в усадьбе «Дылицы» ст.Елизаветино.  Елизаветинская школа являлась тогда подготовительным отделением  Центрального опытного  педагогического техникума им. К.Д. Ушинского.
 
Историческая справка. Петербургская земская учительская школа (с 1914 году школа именовалась Петроградской, а в первые годы после революции – Губернской учительской школой. В 1919 года она стала Губернским институтом народного образования, а с 1923 года – Петроградским (затем Ленинградским) Центральным опытным педагогическим техникумом им. К.Д. Ушинского.   
Открыта в 1872 году в Санкт-Петербурге как одно из первых учебных заведений, дающих возможность сельской молодежи получить среднее образование и профессию учителя. Земство рассчитывало с помощью ее выпускников – учителей начальных классов – влиять на развитие в губернии сельского хозяйства. В духе педагогических идей К.Д. Ушинского о трудовом воспитании с 1891 года в Земской учительской школе ввели курс обучения будущих учителей ручному труду, а также занятия по садоводству и огородничеству, проводились практикумы по животноводству и пчеловодству.
В  1906-1925 годы была проведена реформа школы на основе идеи К.Д. Ушинского «организовывать труд сообразно с личными склонностями каждого».
В 1907-1925 годах школа переместилась «ближе к природе и неподалеку от города», на Петровский остров, в здания рабочего городка чугунолитейного завода Сан-Галли.
  Сохранилось много воспоминаний об эпохе пребывания школы на Петровском острове, когда она была удивительным «сангалльским братством», чем­-то даже напоминавшим Царскосельский лицей. Здесь не только учили преподавательскому мастерству, но и воспитывали дружбу, товарищество, искренность во взаимоотношениях. Учителей, вышедших из сангалльских стен, отличали широчайший кругозор, трудолюбие, инициатива, умение находить новое в привычном деле. Среди воспитанников техникума того времени было немало выдающихся личностей. Достаточно назвать имена директора Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровского, доктора медицинских наук профессора Н.Н. Трауготт, вице-президента Украинской Академии наук А.А. Смирнова, заслуженного артиста РСФСР В.В. Эренберга и многих других.
 
В  1923 году  подготовительное отделение Педагогического техникума  было переведено в бывшее имение Дылицы близ стации Елизаветино. Учебное заведение получило официальное название - Елизаветинское отделение Ленинградской 200-й советской трудовой школы при Педагогическом техникуме им. К.Д.Ушинского (с  октября 1927 г.- Ленинградская 132-я школа).  Заведовать этим подготовительным отделением стал педагог, краевед Алексей Георгиевич Ярошевский.
 

Алексей Георгиевич Ярошевский  (1884-1939) родился в Финляндии в семье артиллерийского офицера, среднее образование получил в Гельсингфорсской гимназии, по окончании, в 1902 году, поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Большой интерес к предмету, углубленные занятия позволили ему с 1907 года остаться в Университете на кафедре новой истории на четыре года для подготовки    к научной работе.  Преподавал историю в Гимназии княгини Оболенской, затем в Петербургской земской школе, с 1923 года по 1929 годы - директор Елизаветинской школы-коммуны. В личности Ярошевского сочетались  широта кругозора, эрудированность  ученого-историка, большие организаторские способности, ярко проявившиеся в деятельности директора Елизаветинской школы, и дар педагога: обширные знания, умелое владение ораторским искусством (стиль преподавания называли «изящным»), умение вызвать интерес к предмету, глубокое уважение к личности воспитанников, такт, отсутствие всякого «менторства» в воспитании. Б.Б.Пиотровский, воспитанник Ярошевского в Земской учительской школе вспоминал: «На уроках истории я видел образцовое пользо­вание источниками, заимствовал у моего учителя А.Г. Ярошевского систему выписок из книг и навыки использова­ния библиографии..» Как отмечают его бывшие воспитанники, Ярошевский был удивительно «светлым человеком». Дальнейшую судьбу А.Г.Ярошевского после закрытия Елизаветинской школы выяснить не удалось.

Основной педагогический состав:
(Слева снизу): М.А.Горская, В.А.Аникеева, М.М.Ристер, Е.П.Митрофанова с сыном Мишей, А.В.Кокорина с дочерью Верой, Е.П.Орловская, Ю.Н.Карпинский, В.Ф.Степанов
(Верхний ряд слева): А.Г.Ярошевский, Мария и Маргарита Ф.Ропп, В.А.Карпинская.

 


Елизаветинская школа по форме являлась школой-коммуной.
Историческая справка: Школы-коммуны — учебно-воспитательные заведения интернатного типа ,  появившиеся в 1918 году в РСФСР в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР». Учителя и их воспитанники   жили при школе, на практике разрабатывали советскую педагогику и идею трудовой школы. Школы-коммуны располагались в основном в сельской местности. Они могли иметь земельные участки, сельскохозяйственный инвентарь, скот, учебно-производственные мастерские. В 1923 году насчитывалось 178 школ-коммун. К началу 1930-х годов школы-коммуны почти все были преобразованы в школы колхозной молодёжи и обычные школы. В школе-коммуне для трудновоспитуемых подростков происходит действие повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» (1926).

«Школа располагалась в бывшем имении князей Трубецких и имела учебное хозяйство «Учхоз Дылицы». В огромном парке с разнообразными породами деревьев, с двумя большими прудами, мостиками на соединяющих их протоках, пригорками и аллеями, -располагался Дворец и другие здания. Классы и кабинеты располагались во дворце и его пристройках. Со стороны главного пруда это белое здание с колоннами, террасой, башенкой под куполом выглядело великолепно. По соседству - двухэтажный полукаменный дом - «Заря»: внизу - мастерские, столярная и слесарная, кабинет труда, наверху - общежитие старших девочек. Из парка ведут ворота с двумя белыми башенками (как в Ясной Поляне). На пространстве между парком и железной дорогой - другие здания. «Аврора» - красное кирпичное здание с двумя зелеными шпилями - общежитие девочек и учителей. Неподалеку - длинный двухэтажный «Белый дом». Там живут мальчики и директор школы - Ярошевский Алексей Георгиевич. В сторонке - огромный скотный двор: десяток коров, несколько лошадей, телята, свиньи…Еще дальше, в глубинке - огород, парники и воздушное деревянное здание – «Бельведер» под куполом застекленной крыши, весь в верандах и балкончиках - там живут учителя и работники школы. Там же, у дорожки - амбулатория (мы называли «лазарет»).

Ксения Трофимова «Дворянское гнездо» Газета «Гатчинская правда»,№ 103, 01.09.1994.)



Рабочие руководили и выполняли наиболее труднее работы, требующие особой квалификации. Большая же часть работ в «учхозе «Дылицы» ложилась на плечи учащихся. Дежурили на скотном дворе: убирали навоз, задавали корм, отвозили молоко на ферму. В поле пололи и прореживали овощи: турнепс, картошку, капусту, работали на  сенокосе.
«Весной и осенью мы работали в поле, на огороде, больше вручную, а иногда и на лошадях… Научились боронить и косить на машине-сенокосилке. Как пригодились мне эти знания агротехники, когда я потом работала учительницей, директором школы и заведующей РОНО! Физическая закалка помогала перенести тяготы блокады Ленинграда, а навыки по сельскому хозяйству – в быстрой и успешной организации школьных огородов». (Выпускница 1929 года З.П. Галицкая )
Несмотря на трудное время (действовала карточная система), ребята ни в чем не нуждались:
«Вкусные супы и щи, котлеты, разнообразные гарниры, часто кофе с молоком, по воскресеньям сдобный «Ситный» (булка домашней выпечки). Бедным давали одежду. Постельное белье меняли через 10 дней. Уборкой, отоплением занимались сами. В бане мылись через 10 дней. Строго следила за нами медсестра Вера Горская и учащиеся -санитары».
1920-е годы в историю отечественного краеведения  вошли как «золотое десятилетие». С октября 1921 по 1924 год   в Петрограде существовал экскурсионный институт (ПЭИ). А.Г.Ярошевский в составе гуманитарной комиссии принимал активное участие в его работе. Им были разработаны экскурсия «Петербург XVIII и первой половины XIX в.»  и  «Общая методика историко-культурной экскурсии».
 
А.Г.Ярошевский особую роль отводил экскурсиям как способу познания мира и окружающей действительности, экскурсионная работа была продолжением учебной деятельности за пределами школьных стен. Это были не просто прогулки. Под руководством учителей учащиеся вели исследовательскую работу: ходили на фабрики и заводы, в мастерские кустарей и художников, на узловые железно-дорожные станции, в крестьянские хозяйства, в леса, на озёра и реки, разносторонне изучая различные стороны природы и экономики,  собирали местный фольклор, давали концерты, спектакли.

 Очерк Ю.Н.Карпинского «Опыт экскурсий в промышленный центр СССР. Идейное воспитание молодежи через комплексные экскурсии».

     Из записей  А.Х.Буша


Летом 1928 года, воспитанники Елизаветинской школы совершили 23-дневную экскурсию в Карельскую АССР и в Мурманск под общей темой «Советское строительство в национальных республиках Севера». Там, в частности, они с огромным интересом познакомились с бытом поморов.
Опыт экскурсионной работы обобщался, систематизировался, В 1929 году журнал «Просвещение» Ленинградского областного отдела образования (ЛООНО)  вышел со статьей  А.Г.Ярошевского и Ю.Н.Карпинского «Из экскурсионного опыта одной областной школы».

 


Для многих выпускников экскурсионный опыт имел бесценное значение: энтузиазм познания Родины они пронесли через всю жизнь, водили туристские походы, проводили экскурсии по интересным и малоизвестным уголкам города и области. Как сами признавались, они «любили экскурсировать».
В этой школе учился известный Гатчинский педагог, краевед заслуженный учитель РСФСР Андрей Христофорович Буш. Именно здесь зародилась у него любовь к экскурсиям и туризму, которую он пронес через все годы своей педагогической работы. А.Х.Буш организовал и провел 36 дальних экскурсий с учащимися педучилища и школы № 7 г.Гатчины.


Андрей Христофорович  Буш (справа)






 
 Андрей Христофорович  Буш в одном из походов по стране










 
В Елизаветинской школе - «школе непрерывных исканий», по словам педагога В.Н. Бернадского,  -  было много начинаний, заслуживающих внимания .
«Основным был модный тогда «дальтон-план». Знаете ли вы, что это такое? У каждого предмета свой кабинет, печатные программы, вопросы, задания по темам. У учащихся на руках зачетные карточки (на каждый месяц разного цвета). В начале месяца учитель читает вводные лекции по данной теме, а затем учащиеся, по своему выбору посещают кабинеты и работают по заданиям. Используется бригадный метод. В бригаде по 5-6 человек, объединившихся по желанию. В конце месяца – конференции, доклады и вводные лекции по следующей теме. Четко работали кружки: математический, военные, спортивные, драматические, ИЗО, библиотечный и другие».
(Ксения Трофимова «Дворянское гнездо» Газета «Гатчинская правда», № 103, 01.09.1994.)

В связи с отсутствием учебников  (дореволюционные устарели,  новых -  не было) школа основной упор делала на самостоятельную работу учащихся с литературой по гуманитарным дисциплинам. В кабинете обществоведения были хрестоматии, содержащие документы по истории России и Запада, по истории Древнего мира, использовались старые «Книги для чтения» и отдельные новейшие монографии советских ученых. Только после изучения исторических документов , обобщения и выводов из статистических данных право голоса получал учитель. Это был переход от старого лекционного метода преподавания к новым формы работы в советской школе.
 
В школе существовала кабинетная система и все кабинеты были открыты для учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Учащиеся  активно использовали это для внеклассных форм деятельности.
«В школе, в частности, физики «заболели» конструированием детекторных радиоприемников. Когда школа приобрела свой  радиоприемник, его обслуживала группа радиолюбителей, обосновавшаяся в кабинете физики. В другом помещении было организовано слушание музыки, это было большим культурным новшеством в школе. Тем временем как один учащийся работает в драмкружке или кружке ИЗО, другие облюбовали библиотеку и лекторий, место тихих игр, радиолюбители целыми вечерами в  «физкабе» мастерили свои приемники».
Из записей  Марии Ф.Ропп.
 
Ребята любили дежурить в кабинете естествознания в «живом уголке».
«На высоких, на всю стену, окнах учащиеся выращивали множество растений, а в вольерах растили выпавших из гнезд птенцов, приручали их. В клетках жили белки, крысы, кролики, морские свинки. Еж и черепаха  свободно двигались по живому уголку или прятались по углам, радовал большой аквариум, но гордостью юных зоологов была белка-летяга, пойманная ими самими».
Из записей  Марии Ф.Ропп.
 
    В кабинете рисования



ШКОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ (презентация)

Ученическое самоуправление было еще одним из новшеств Елизаветинской школы.
«Из интересных начинаний школы следует отметить школьный кооператив - ученическую организацию, которая взяла на себя снабжение школы канцелярскими принадлежностями, т.к. в Елизаветино не было соответствующего торгующего органа. Кооператив охватил своим членством всех учащихся. Члены правления, выбранные общим собранием пайщиков, под руководством одного их учителей вели дело по всем правилам кооперативного дела (сбор членских взносов, закупка и учет товара, наценка, хранение и продажа товара, ведение бухгалтерии). Пройдя эту школу, члены правления приобретали небесполезные навыки, которые впоследствии очень пригодились в их общественной работе на селе».

Из записей  Марии Ф.Ропп.

 Ученический комитет (1926 .)



В школе работало много талантливых педагогов. Все учителя жили при школе и бывшие воспитанники подчеркивали, что с учителями сложились доверительно - родственные отношения: вместе переживали трудности, радости и горести. Воспитанники, как в республике «Шкид» всех наделили ласковыми прозвищами: заведующий школы - А.Г.Ярощевский - «Алексис», заведующий учебной частью - Ю.Н.Карпинский- «Юкар», М.А.Горская - «Марьяна», М.Ф.Ропп – «Марфела», Марг.Ф.»Маргоша» и т.д.
 
   
 
 

Евгения Павловна Митрофанова (учитель пения) Александра Владимировна Кокорина (учитель биологии), Мария Феликсовна Ропп (история, литература).

Сестры Ропп Мария Феликсовна (преподавала русский язык и литературу, историю) и Маргарита Феликсовна (учитель математики, физики),  по происхождению баронессы из старинного немецкого рода. Владимир Морев в журнале «Нева» («2005 г№ 1),  в очерке  «Почтим без злобы и с печалью»,   писал о судьбах этих учителей

«Расскажу здесь о судьбе только одной маминой подруги по пединституту и моей крестной матери — баронессе фон Ропп Марии Феликсовне (по прозвищу среди сверстников — Марго). Окончив пединститут в 1916 году и лишившись после революции всех своих атрибутов великосветской жизни, она вместе с сестрой (тоже педагогичкой) пошла преподавать литературу в земледельческую школу, которая когда-то принадлежала предпринимателю Сан-Галли и в обиходе сохраняла его имя. В годы Отечественной войны она с сестрой были высланы как немцы в Казахстан. И там, в глухом селении, сестры продолжали учить советских детей, детей своих “врагов”. За неимением лучших кандидатур, Марго оказалась директором школы, а ее сестра — завучем, Марго преподавала русскую литературу, ее сестра — математику. Разумеется, сестрам не разрешалось выходить за околицу. В лихую годину моя крестная усыновила чеченского мальчика Витю, от которого отказалась собственная мать, и дала ему свою фамилию — Ропп. Сестры Ропп вернулись из Казахстана в европейскую часть России в 1957 году, но проживать в Ленинграде им не разрешили. Милицейский чиновник на Дворцовой площади не пожелал их видеть в пролетарском городе. Им помог их бывший ученик по Сан-Галли. Они приобрели под Гатчиной, в Мариенбурге, пристройку к деревянному дому, и там все еще продолжали преподавать в соседней средней школе. В Мариенбурге они и закончили свою жизнь, не переставая восхищаться успехами большевиков и единодушием партийных съездов. Моя мать, часто посещавшая сестер Ропп в Мариенбурге, в шутку называла Марго “красный барон”.Когда Марго скончалась, на ее поминки приехали в Мариенбург несколько ее бывших учеников по Сан-Галли, ставшие именитыми людьми. Мы сидели за столом на полуразвалившейся веранде, поминали покойную, и кто-то шепотом (шел 1971 год!) сказал: “А вы знаете, ведь она была баронессой и танцевала в Мраморном дворце с сыновьями Константина Романова”…

Владимир Морев   «Почтим без злобы и с печалью»  (журнал «Нева» за «2005 год № 1).

 Записи М.Ропп « Моя общественная работа»

Мария Александровна Горская, бывшая актриса, учитель литературы, была вдохновителем постановок пьес русского и советского репертуара.
«Летней сценой служило возвышение у амбара, расположенного в центре большой площади. Наши спектакли собирали много местных жителей и крестьян из ближних деревень, «зал» под открытым небом вмещал всех желающих. Таким образом наша работа здесь приняла общественно-полезный характер по культурному обслуживанию местного населения. Постановка спектаклей под открытым небом привела нас к мысли об инсценировке в естественных условиях отрывка из повести Всеволода Иванова «Бронепоезд № 14-69».Эта инсценировка была поставлена на опушке парка, вечером, при свете костра. Декорациями служили окружающие деревья и кусты, возле которых стояли стреноженные, жующие траву лошади, здесь же находилась телега с поднятыми вверх оглоблями».
 (Е.И.Боброва «Литературные инсценировки в Елизаветинской школе» - Российская публичная библиотека,ф.1434,дд.7-9.)
 
«Старшеклассники ставили серьезные спектакли: помню потрясающую постановку «Принцесса Турандот» с девятиклассницей Ниной Каменщиковой в заглавной роли. А мы, шестиклассники, помню, к 10-й годовщине Октября выступили с великолепным литературным монтажем, изображающим прошлое страны и каждый год Советской власти».
(Ксения Трофимова «Дворянское гнездо» Газета «Гатчинская правда», № 103, 01.09.1994.)


    Сцена из школьного спектакля








Летом  1929 года, по окончании учебного года,  Елизаветинская школа  была расформирована. Точные причины закрытия школы неизвестны, но выпускница 1929 года Ксения Трофимова так описала возможную причину закрытия в статье - воспоминании «Дворянское гнездо»:
 
«При педтехникуме был образован 2-х годичный факультет по подготовке преподавателей ШКМ (Школ колхозной молодежи).Там обучались уже поработавшие в школе учителя, в основном коммунисты и комсомольцы. Студенты отделения ШКМ проводили сельхоз. практику на базе «учхоза Дылицы». Им многое не нравилось в работе нашей школы: оторванность от жизни в стране, аполитичность преподавания и воспитания…Уж не знаю, как у них обсуждался этот вопрос, какие шаги предпринимались. Но их приезд на практику весной 1929 года сопровождался с общением с нами, учениками. Они объясняли нам, что школа закрывается, т.к. является настоящим «дворянским гнездом». Мы с удивлением узнали, что заведующий А.Г.Ярошевский – «бывший полковник», сестры Ропп - прибалтийские баронессы, учительница естествознания Александра Владимировна-дочь священника, М.А.Горская - «несостоявшаяся актриса» и т.д. Нам сообщили, что учителя будут «распределены в разные школы». Для нас это было страшным потрясением.
…Был конец июня….Сиял огнями актовый зал. Распахнуты двери на террасу. В парке благоухает сирень и поют соловьи. Звучит музыка, все мы принарядившиеся, взволнованные. Нас поздравляет А.Г.Ярошевский, читает стихи Мария Александровна, поет Евгения Павловна, мы тоже выступаем с благодарственными речами и стихами…
Но грустное было прощание. Плакали и учителя, и ученики. Расставались под утро и …навсегда….»
Ксения Трофимова «Дворянское гнездо», «Гатчинская правда»,8.09.1994.
 
Воспоминания воспитанников о Елизаветинской школе – коммуне были собраны в книгу стараниями ЕЕ.Козловой и Н.П.Архангельского и сейчас находятся в Российской публичной библиотеке в фонде  материалов музея «Ленинградский учитель («ЛУЧ»).

      Письмо Е.Е.Козловой А.Х.Бушу
 

С дневниками Андрея Христофоровича Буша, Марии Феликсовны Ропп, а также фотографиями и другими материалами о жизни в Елизаветинской школе-коммуне  можно ознакомиться в архивном отделе Гатчинского муниципального района.
Источники:
1.Архивный отдел Гатчинского муниципального района
ФЛП № 130 «А.Х.Буш», дд.№№26,27,41\1,41\2, 42,51.
2. Российская публичная библиотека, ф.1434, собрание материалов музея  «Ленинградский учитель»:
д.7 Козлова Е.Е.«Алексей Георгиевич Ярошевский (1884–1939)»
Преображенская К.В., Васильева Е.И.«Светлый человек (Воспоминания об А.Г. Ярошевском –нашем воспитателе)»
Ропп М.Ф. «Елизаветинское отделение Учительской школы»,
д.9  Боброва Е.И. «Литературные инсценировки в Елизаветинской школе»;
3.журнал «Нева», 2005, № 1  Владимир Морев  «Почтим без злобы и с печалью»;
4.Газета «Вести» от 20.11.2012 Сергей Евгеньев «Народные учителя для губернии».