Стратегия социально-экономического развития Гатчинского муниципального района до 2030 года

Приложение
к решению совета депутатов
Гатчинского муниципального района
от «23» ноября 2018 г. №336



«стратегия социально-экономического развития гатчинского муниципального района на период до 2030 года»
 
 

Введение
Стратегия социально-экономического развития Гатчинского муниципального района на период на период до 2030 года в новой редакции (далее – Стратегия), разработана с учетом и результатами реализации Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района на период до 2030 и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина».

Проект Стратегии подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60.

Необходимость актуализации Стратегии обусловлена как требованиями действующего законодательства, а именно необходимостью соответствия документов стратегического планирования муниципального образования принципам стратегического планирования, отраженными в статье 7 «Принципы стратегического планирования» федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в российской Федерации», так и усиливающимся негативным воздействием внешней среды. Усиление зависимости деятельности объектов планирования от воздействия внешней среды требует внедрения иного механизма построения их плановой деятельности, позволяющего посредством системы экономических показателей сочетать  регулирование с рыночными принципами хозяйствования.
В настоящее время центр напряженности в решении стратегических задач развития регионов перенесён на муниципальные образования, поэтому, возникает необходимость в создании эффективной системы стратегического планирования муниципального социально-экономического развития, способной объединить усилия региональных и муниципальных органов власти, руководителей предприятий и общества в решении накопившихся проблем.
Результативность данного механизма должна определяться адекватной системой стратегического планирования (с разработкой адекватно времени системы показателей), учитывающей качество, сложность и высокую динамику процессов, происходящих как внутри муниципальной социально-экономической системы, так и во внешнем её окружении.

Сложность ситуации и складывающихся тенденций заключается в том, что степень их взаимовлияния, как положительных факторов, так и отрицательных, до конца не прогнозируемы и муниципальное управление находится в состоянии еще большей неопределенности, чем 5-7 лет назад. Таким образом, в актуализированной Стратегии делается упор на формирование модели и механизмов управления муниципальным образованием исходя из сложившихся условий ведения хозяйственной деятельности с учётом высокой степени неопределенности.
Необходимо отметить, что мы наблюдаем переход от экономики государств к экономике городов и экономики человека. Рост роли человеческого капитала в создании добавленной стоимости означает, что ключевую роль в экономическом успехе занимает фактор развития и реализации каждого человека. Но для того, чтобы человек развивался, нужна соответствующая среда (и образовательная среда, среда общения, среда получения впечатлений). Вот эту роль среды как раз и начинают играть города, которые все более становятся двигателями современной экономики.

В основу стратегического анализа была положена модель «Пяти факторного анализа», который предлагает рассматривать  и анализировать не отдельные стороны  и направления развития муниципального образования, а укрупненные сферы. В основу данного анализа было положено утверждение об антропоцентричности управления, где человек является не только объектом управления, но и ожидания жителей муниципального образования, и те результаты, что были получены в результате стратегического анализа - лишь отражение направленности управления.

В разделе, посвященному стратегическому анализу будет дана оценка итогов развития пяти сфер Гатчинского муниципального района:
  1. Информационной среды
  2. Предпринимательской среды
  3. Социальной среды
  4. Инфраструктурной среды
  5. Экологической (окружающей) среды.
...
полный тескт введения к стратегии
Гатчинский муниципальный район – один из наиболее крупных по площади и по численности населения муниципальных районов Ленинградской области: его площадь составляет 2,9 тыс. км2, численность населения – 244,3 тыс. человек. Это один из наиболее экономически-развитых промышленно-аграрных районов Ленинградской области. Основную специфику социально-экономического развития района обусловило его расположение в непосредственной близости от Санкт-Петербурга.

Территория Гатчинского муниципального района граничит с Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским муниципальными районами Ленинградской области. На севере район граничит с территорией Санкт-Петербурга. Границы Гатчинского муниципального района и муниципальных образований в его составе установлены областными законами: областной закон от 16.12.2004 г. № 113-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» и областной закон от 22.12.2004 года № 115-оз «Об установлении границ и наделении статусом городского поселения муниципального образования город Гатчина в Гатчинском муниципальном районе».

В состав Гатчинского муниципального района входит 6 муниципальных образований со статусом городских поселений и 11 муниципальных образований со статусом сельских поселений, в границах которых расположены 240 населенных пунктов (в том числе 2 города, 4 городских поселка и 234 сельских населенных пункта) и более 227 крупных садоводств (самые знаменитые дачные места – Сиверский, Вырица и Рождествено) 58 тыс. садовых участков.

Отмечается хорошая транспортная освоенность территории Гатчинского муниципального района, система основных транспортных коммуникаций района отчасти транзитный характер. По его территории проходят две автомобильные магистрали федерального значения: Санкт-Петербург – Псков, магистральная трасса А-120 (так называемая «бетонка»), фактически второе полукольцо объездной дороги вокруг северной столицы, которое очень перспективно, поскольку способно обеспечивать выход транспорта как на федеральные трассы, так и к строящимся портам в Усть-Луге. Железнодорожное сообщение осуществляется в Витебском, Псковском и в Таллинском направлениях. Административный центр муниципального района город Гатчина является важным транспортным узлом областного значения. Через него проходят железные дороги, связывающие Санкт-Петербург с Прибалтикой, Белоруссией и Украиной, имеется два пассажирских вокзала и грузовая станция.

Вблизи границ муниципального района расположен международный аэропорт «Пулково-2». Основные водные артерии - реки Ижора и Оредеж – не судоходны, но крайне перспективны в туристско-экскурсионном плане.

Гатчина – самый крупный по численности город Ленинградской области (96,3 тыс.чел.), обладает значительным экономическим потенциалом: развитым многоотраслевым экономическим комплексом, сформировавшимся научным комплексом.
В настоящее время в списке объектов культурного наследия по Гатчинскому муниципальному району насчитывается 587 наименований памятников разного рода (памятники археологии, архитектуры и градостроительства, истории и монументального искусства), в том числе 216 объектов культурного наследия отнесены к объектам федерального значения. На территории города Гатчина расположены объекты культурного наследия международного значения (дворцовые, парковые ансамбли и др.). Всего 5 городов мира находятся в списках ЮНЕСКО как города, в которых под патронат взяты не отдельные памятники, а исторический центр целиком, среди них Венеция, Рим, Париж, Санкт-Петербург (включая Гатчину). Наличие памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с развитием туризма делает территорию района важным элементом туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга.

На территории района также расположены другие достопримечательности и объекты туристско-рекреационной инфраструктуры, в том числе музей-усадьба «Рождествено», памятные пушкинские места (домик няни А.С.Пушкина в д. Кобрино, усадьба Ганнибалов в п. Суйда, дом-музей станционного смотрителя в д. Выра), песочные пляжи рекреационных зон на р. Оредеж (гп. Сиверский). Территория района обладает богатым историко-культурным наследием: Гатчинский дворцово-парковый ансамбль, усадьбы в населенных пунктах п. Суйда, гп. Тайцы, д. Лампово, гп. Сиверский, с. Рождествено, д. Выра, и др. Гатчинский муниципальный район, не смотря то, что система средств коллективного размещения составляет всего 6 % от их общей мощностей по Ленинградской области и при этом по многим параметрам не соответствует установленным нормативам, уже в настоящее время отнесен к лидерами по числу центров туристского досуга и развлечений Ленинградской области наряду с Выборгским, Лодейнопольским и Приозерским муниципальными районами, где расположено несколько объектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

Близость района к Санкт-Петербургу повышает инвестиционную привлекательность территории района для размещения различных производственных, транспортно-логистических и коммунально-складских объектов. Санкт-Петербург представляет собой емкий рынок труда и потребления продукции, производимой предприятиями района. Большое значение для развития экономического потенциала района имеют тесные производственные, научные и образовательные связи с экономическим комплексом Санкт-Петербурга. Также для населения района важное значение имеет доступность учреждений социального и бытового обслуживания Санкт-Петербурга, которые представлены более широким спектром услуг.

Гатчинский муниципальный район в свою очередь также выполняет ряд важных функций пригородной территории по отношению к Санкт-Петербургу. На его территории расположен ряд петербургских и ведомственных учреждений (социальной, рекреационной инфраструктуры и др.) и других объектов, имеющих тесные экономические связи с предприятиями Санкт-Петербурга. В том числе, два полигона для размещения твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов, расположенных на территории муниципального района, ежегодно принимают до 86-93 % отходов из Санкт-Петербурга.

В настоящее время наличие благоприятных хозяйственных условий позволяет говорить о развитии территории Гатчинского муниципального района, как о районе интенсивного роста многоотраслевой промышленности и сельского хозяйства. Гатчинский муниципальный район принадлежит к числу наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении муниципальных районов Ленинградской области. По удельному весу сельскохозяйственных угодий (21 % всей площади) он уступает только Волосовскому и Ломоносовскому муниципальным районам. Около 50 % всей площади занято в районе лесами.

Район богат природными растительными и минеральными ресурсами и располагает благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития многих видов животноводства и овощеводства (табл. 2). В южной части муниципального района расположены крупные лесные массивы и торфяники. Широко представлены общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы (песок, известняк, глина, гравий и др.).
...
полный текст первой части стратегии
Традиционно в основе стратегии делается анализ возможных сценариев развития на основе перспективных вариантов темпов социально-экономического развития. В сложившихся условиях для Гатчинского муниципального района данный выбор с использованием традиционных подходов к прогнозированию социально-экономического развития не актуален в связи со следующими условиями:
  • Анализ реализации Стратегии показал, что независимо от кризисных явлений в экономике, ряд показателей социально-экономического развития Гатчинского муниципального района демонстрирует устойчивые состояния. С учетом того, что социально-экономический комплекс Гатчинского муниципального района развивается более интенсивными темпами, чем в среднем по Ленинградской области, основные усилия администрации должны быть направлены на преодоление отставания тех показателей, которые в настоящее время уже могут стать ограничивающими факторами для повышения уровня жизни населения, в том числе качество услуг социальной сферы, развитие инженерной инфраструктуры, стимулирование роста мест приложения труда в сельской местности и др.
  • Формирование зоны опережающего развития в границах Санкт-Петербургской агломерации и развитие МО «Город Гатчина» в качестве полюса роста экономики Ленинградской области, заложенные в документах стратегического планирования федерального и регионального уровней.

Таким образом, для Гатчинского муниципального района базовый вариант социально-экономического развития Ленинградской области позволяет реализовать широкий набор приоритетных направлений стратегического развития с ориентацией на более высокие темпы развития. В основе рассматриваемых сценариев социально-экономического развития Гатчинского муниципального района используется подход формирования основных принципов социально-экономической политики.

Для формирования эффективной системы управления стратегическим развитием на уровне органов местного самоуправления необходимо определение единого для всех участников стратегического планирования подхода к реализации поставленных задач социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. Выбор такого подхода в определении сценариев развития основан на том, что стратегическое планирование на уровне местного самоуправления реализуется наиболее приближенно к территории и к населению, что диктует свои условия выстраивания политики стратегического планирования и развития. В условиях нестабильного развития мировой экономики выбор единых подходов стратегического управления позволит снизить риски получения незавершенных проектов и повысить эффективность реализации стратегических направлений развития.

Критериями для определения базового сценария для разработки стратегии должна стать оценка такого варианта, который позволит в сложившихся условиях при оптимальных вложениях в социально-экономическое развитие территории достичь максимальных результатов в реализации целей и задач социально-экономического развития с учетом возможных вариантов сочетания ключевых действующих сил.

Сценарный подход объединяет совокупность методов, направленных на построение не одного прогноза будущего состояния социально-экономического развития и предпринимательской среды, а целого ряда альтернативных гипотетических картин развития ключевых факторов. В контексте стратегического планирования под сценарием понимают прогноз состояния будущей внешней и внутренней среды при определенной комбинации наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
Кроме того, при выборе основного сценария стратегического развития учтены результаты анкетирования и демографический прогноз численности населения на долгосрочный период.
....
полный текст второй части стратегии
Миссия Гатчинского муниципального района включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:
  • «Гатчинский муниципальный район – комфортное место жизни, работы и отдыха для всех категорий населения в городской и сельской местности в формате развития агломерации»;
  • «Гатчинский муниципальный район – зона опережающего экономического роста межрегионального значения с формированием многоотраслевого социально-экономического комплекса, интегрированный в систему экономических связей Ленинградской области и Санкт-Петербурга»;
  • «Гатчинский муниципальный район – центр развития загородного отдыха и рекреации Санкт-Петербургской агломерации».
 
Миссия МО «Город Гатчина» включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:
  • «МО «Город Гатчина» – центр промышленного производства Ленинградской области»;
  • «МО «Город Гатчина» – научно-инновационный центр Российской Федерации»;
  • «МО «Город Гатчина» – центр международного туризма европейского уровня на основе сохранения уникального историко-культурного наследия всемирного значения (ЮНЕСКО)»;
  • «МО «Город Гатчина» – комфортное место для жизни»;
  • «МО «Город Гатчина» – центр межселенного обслуживания и общественно-деловой центр юга Ленинградской области»;
  • «МО «Город Гатчина» – региональный транспортно-логистический узел».
 
Миссия администрации Гатчинского муниципального района: содействие повышению качества жизни населения и устойчивому сбалансированному развитию территории района путем формирования системы стратегического планирования, повышения эффективности муниципального управления и поддержания многостороннего и равноправного диалога между обществом, бизнесом и властью.
 
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития.
 
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО «ГОРОД ГАТЧИНА» – создание многоотраслевого полюса роста инновационной экономики в рамках системы Санкт-Петербургской агломерации на основе формирования высокого качества городской среды.
 
Система целей и задач стратегического развития Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» основана на реализации Миссии, главных целей стратегического развития и приоритетных направлений, объединенных в формате  «Стратегического ядра». Стратегические цели и задачи по приоритетным направлениям объединяют реализацию Миссии с учетом полномочий органов местного самоуправления.
...
полный текст третьей части стратегии
Основной целью формирования комплексной системы механизмов реализации стратегии является обеспечение условий эффективного использования ресурсов, обеспечивающих стратегическое управление развитием территории в условиях неопределенности (и нестабильности) будущей конъюнктуры внешней среды и возможностей, которые могут потерять свои преимущества в будущем в связи с изменениями потребностей населения и экономики.

Использование механизмов реализации Стратегии подразумевает не только действия органов местного самоуправления, но и привлечение других заинтересованных организаций и объединений к реализации Стратегии: крупные и средние предприятия и организации (бизнес), некоммерческие организации различного типа, муниципальные предприятия, субъекты естественных монополий, институты участия населения в реализации местного самоуправления и другие.

Механизмы реализации Стратегии:
  • Финансовые механизмы;
  • Механизмы регулирования градостроительной деятельности;
  • Программно-целевые механизмы;
  • Механизмы управления муниципальным сектором экономики;
  • Механизмы информационной поддержки;
  • Организационно-правовые механизмы;
  • Механизмы методического обеспечения.

Вопросы информатизации, бюджетной и градостроительной политики, эффективности управления муниципальным имуществом и другие отнесены к механизмам реализации Стратегии в связи с тем, что развитие данных сфер является важнейшей составляющей реализации всех приоритетных направлений развития.

...
полный текст четвертой части стратегии
Реализация стратегических планов требует новых подходов в муниципальном управлении, связанных с освоением действенных инструментов муниципального управления, децентрализацией управленческих действий, многоканальностью финансирования, участием местного сообщества, согласованием интересов с бизнесом и государственной властью разного уровня.

Разработка комплексной системы стратегического управления, направленной на повышение эффективности реализации стратегических приоритетов развития муниципального района, является ключевым условием реализации Стратегии. Система стратегического управления должна обеспечивать возможность систематизации и концентрации ресурсов и усилий участников стратегического планирования на реализации долгосрочной стратегии, повышая эффективность управления социально-экономическим развитием.

Эффективность стратегического управления в значительной степени зависит от комплексного подхода к использованию ресурсов и механизмов реализации Стратегии на различных этапах. Ключевым принципом повышения эффективности управления стратегическим развитием должен стать переход от внутриотраслевой координации к взаимодействию с «внешним потребителем», развитие института стратегического партнерства. Данный подход включает в себя расширение спектра задач, как для структурных подразделений администрации Гатчинского муниципального района, так и для муниципальных организаций. Система стратегического управления развитием приоритетов социально-экономического развития выстраивается исходя из обеспечения двух ключевых функций:
  • повышение эффективности процессов управления;
  • обеспечение эффективной системы взаимодействия между участниками стратегического развития.

Для обеспечения эффективной реализации данных функций необходимо формирование ключевых принципов стратегического управления по следующим направлениям:
  • Бюджетная политика;
  • Градостроительная политика;
  • Инвестиционная политика.

Бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством. Данный процесс регулирует систему отношений между властью в лице органов местного самоуправления, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Выполнение органами местного самоуправления своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в бюджете. Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами». Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития Гатчинского муниципального района. Одним из ключевых направлений бюджетной политики является разработка пакета механизмов стратегического управления, направленных на уменьшение социальной нагрузки на бюджет.

Градостроительная политика – включает вопросы регулирования градостроительной деятельности, управления развитием и регулирования строительно-инвестиционных процессов на территории Гатчинского муниципального района с целью формирования благоприятной среды проживания человека на основе современных принципов развития территории, определяющих приоритеты градостроительного развития на перспективу. В числе приоритетов градостроительной политики: сохранение архитектурного облика исторического центра Гатчины, формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Гатчинского муниципального района, комплексное благоустройство городских и сельских территорий путем совершенствования градостроительной деятельности, которая включает территориальное планирование, зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкцию объектов.

Инвестиционная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности, привлечению новых инвесторов и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной сферы. Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. В структуре системы управления реализацией приоритетов социально-экономического развития вопросы повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата являются одними из ключевых.
...
полный текст пятой части стратегии
Для достижения социально-экономических целей и задач при Стратегии, необходимо обеспечить участие в её реализации как можно более широкого круга заинтересованных лиц: от органов государственной Ленинградской области, территориальных органов исполнительной власти, администрации Гатчинского муниципального района, организаций образования и науки, коммерческих организаций (в том числе субъектов естественных монополий), общественных объединений и некоммерческих организаций, жителей Гатчинского муниципального района.

 Реализация Стратегии, помимо выстраивания партнёрских отношений с заинтересованными сторонами  потребует привлечение значительного объема финансовых ресурсов. К основным источникам формирования финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, относятся средства консолидированного бюджета Гатчинского муниципального района, имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства от приносящей доход деятельности муниципальных учреждений, прибыль муниципальных предприятий, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов, а также инвестиции.

Одним из основных условий успешной реализации Стратегии является составление  муниципальных программ и распределение в них финансовых ресурсов точно в соответствии с определенными в Стратегии приоритетами, целями и задачами. Не менее значимым условием является обеспечение уровня финансирования муниципальных программ от общего объема консолидированного бюджета – 90% и выше.

В условиях нарастающей конкурентной борьбы за трудовые ресурсы администрации Гатчинского муниципального района необходимо направить имеющиеся ресурсы на обеспечение повышения уровня качества жизни посредством:
- устойчивого экономического роста за счет улучшения инвестиционного климата, увеличения высокотехнологических мест приложения труда в отраслях с высокой добавленной стоимостью и в сфере оказания услуг (в том числе в сфере туристских услуг);
- развития конкуренции рынков товаров и услуг;
- формирования на территории района образовательного кластера с системой непрерывного образования (включая кванториум и центр профессиональных компетенций);
- формирования территории района с высоким уровнем оказания услуг (социальных, ЖКХ, развлечений и проч.);
- создания современных общественных пространств и безопасных мест массового отдыха;
- повышения узнаваемости Гатчинского района за счет проведения муниципальной политики, направленной на улучшение имиджа района. 
Индикаторы социально-экономического развития являются стратегическим инструментом, отражающим наглядность всех действий по стратегическому управлению развитием территории, их согласованность, темпы достижения целей. С целью повышения эффективности стратегического планирования и управления развитием территории в основе выбора целевых индикаторов развития используется двухступенчатый подход:
  • Общие и комплексные индикаторы социально-экономического развития;
  • Отраслевые индикаторы развития по приоритетным направлениям.
Показатели достижения стратегических приоритетов предлагаются исходя из перспектив и проблем, характерных для социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. Они призваны отслеживать развитие ситуации, связанной с ростом качества жизни и общим экономическим ростом, с развитием промышленности, привлечением инвестиций и другими факторами. Целевые показатели являются наиболее эффективным инструментом контроля за эффективностью реализации Стратегии социально-экономического развития, они позволяют своевременно определять отклонения от заданных параметров развития и вносить необходимые корректировки в процесс управления.
 
С целью обеспечения условий комплексного развития всех трех приоритетных направлений, снижения рисков дисбаланса в динамике развития целевых индикаторов по различным приоритетным направлениям, в состав индикаторов включены отраслевые целевые индикаторы, отражающие итоги развития по каждому приоритетному направлению (табл. 26).
...
полный текст седьмой части стратегии