Стратегия ГМР

Стратегия социально-экономического развития Гатчинского муниципального района до 2030 года

Приложение
к решению совета депутатов
Гатчинского муниципального района
от «18» декабря 2015 г. №115



«стратегия социально-экономического развития гатчинского муниципального района на период до 2030 года»
 
 

Введение
Проект Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района на период 2009 – 2020 гг. с продлением срока действия документа на период до 2030 года выполнен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании Муниципального контракта № 114/15 от 07 августа 2015 года по заказу Администрации Гатчинского муниципального района при непосредственном участии специалистов Комитета экономики и инвестиций Гатчинского муниципального района – председателя комитета Норкина В.А. и главного специалиста Миронкова М.А.

Проект Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района разработан на основе Концепции социально-экономического развития Гатчинского муниципального района до 2020 года, утвержденной Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 27 февраля 2009 г. № 4 (далее – «Концепция-2020») и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина».

Проект подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60.
...
полный тескт введения к стратегии
Гатчинский муниципальный район – один из наиболее крупных по площади и по численности населения муниципальных районов Ленинградской области: его площадь составляет 2,9 тыс. км2, численность населения – 246,2 тыс. человек. Это один из наиболее экономически-развитых промышленно-аграрных районов Ленинградской области. Основную специфику социально-экономического развития района обусловило его расположение в непосредственной близости от Санкт-Петербурга.

Территория Гатчинского муниципального района граничит с Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским муниципальными районами Ленинградской области. На севере район граничит с территорией Санкт-Петербурга. Границы Гатчинского муниципального района и муниципальных образований в его составе установлены областными законами: областной закон от 16.12.2004 г. № 113-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Гатчинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» и областной закон от 22.12.2004 года № 115-оз «Об установлении границ и наделении статусом городского поселения муниципального образования город Гатчина в Гатчинском муниципальном районе».

В состав Гатчинского муниципального района входит 6 муниципальных образований со статусом городских поселений и 11 муниципальных образований со статусом сельских поселений, в границах которых расположены 240 населенных пунктов (в том числе 2 города, 4 городских поселка и 234 сельских населенных пункта) и более 227 крупных садоводств (самые знаменитые дачные места – Сиверский, Вырица и Рождествено) 58 тыс. садовых участков.
...
полный текст первой части стратегии
Традиционно в основе стратегии делается анализ возможных сценариев развития на основе перспективных вариантов темпов социально-экономического развития. В сложившихся условиях для Гатчинского муниципального района данный выбор с использованием традиционных подходов к прогнозированию социально-экономического развития не актуален в связи со следующими условиями:
  • Анализ реализации «Концепции-2020» показал, что независимо от кризисных явлений в экономике, ряд показателей социально-экономического развития Гатчинского муниципального района демонстрирует устойчивые опережающие темпы. С учетом того, что социально-экономический комплекс Гатчинского муниципального района развивается более интенсивными темпами, чем в среднем по Ленинградской области, основные усилия администрации должны быть направлены на преодоление отставания тех показателей, которые в настоящее время уже могут стать ограничивающими факторами для повышения уровня жизни населения, в том числе качество услуг социальной сферы, развитие инженерной инфраструктуры, стимулирование роста мест приложения труда в сельской местности и др.
  • Формирование зоны опережающего развития в границах Санкт-Петербургской агломерации и развитие МО «Город Гатчина» в качестве полюса роста экономики Ленинградской области, заложенные в документах стратегического планирования федерального и регионального уровней.

Таким образом, для Гатчинского муниципального района базовый вариант социально-экономического развития Ленинградской области позволяет реализовать широкий набор приоритетных направлений стратегического развития с ориентацией на более высокие темпы развития. В основе рассматриваемых сценариев социально-экономического развития Гатчинского муниципального района используется подход формирования основных принципов социально-экономической политики.

Для формирования эффективной системы управления стратегическим развитием на уровне органов местного самоуправления необходимо определение единого для всех участников стратегического планирования подхода к реализации поставленных задач социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. Выбор такого подхода в определении сценариев развития основан на том, что стратегическое планирование на уровне местного самоуправления реализуется наиболее приближенно к территории и к населению, что диктует свои условия выстраивания политики стратегического планирования и развития. В условиях нестабильного развития мировой экономики выбор единых подходов стратегического управления позволит снизить риски получения незавершенных проектов и повысить эффективность реализации стратегических направлений развития.

Критериями для определения базового сценария для разработки стратегии должна стать оценка такого варианта, который позволит в сложившихся условиях при оптимальных вложениях в социально-экономическое развитие территории достичь максимальных результатов в реализации целей и задач социально-экономического развития с учетом возможных вариантов сочетания ключевых действующих сил.

Сценарный подход объединяет совокупность методов, направленных на построение не одного прогноза будущего состояния социально-экономического развития и предпринимательской среды, а целого ряда альтернативных гипотетических картин развития ключевых факторов. В контексте стратегического планирования под сценарием понимают прогноз состояния будущей внешней и внутренней среды при определенной комбинации наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Кроме того, при выборе основного сценария стратегического развития учтены результаты анкетирования и демографический прогноз численности населения на долгосрочный период.
....
полный текст второй части стратегии
Миссия Гатчинского муниципального района включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:
  • «Гатчинский муниципальный район – комфортное место жизни, работы и отдыха для всех категорий населения в городской и сельской местности в формате развития агломерации»;
  • «Гатчинский муниципальный район – зона опережающего экономического роста межрегионального значения с формированием многоотраслевого социально-экономического комплекса, интегрированный в систему экономических связей Ленинградской области и Санкт-Петербурга»;
  • «Гатчинский муниципальный район – центр развития загородного отдыха и рекреации Санкт-Петербургской агломерации».
 
Миссия МО «Город Гатчина» включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:
  • «МО «Город Гатчина» – центр промышленного производства Ленинградской области»;
  • «МО «Город Гатчина» – научно-инновационный центр Российской Федерации»;
  • «МО «Город Гатчина» – центр международного туризма европейского уровня на основе сохранения уникального историко-культурного наследия всемирного значения (ЮНЕСКО)»;
  • «МО «Город Гатчина» – комфортное место для жизни»;
  • «МО «Город Гатчина» – центр межселенного обслуживания и общественно-деловой центр юга Ленинградской области»;
  • «МО «Город Гатчина» – региональный транспортно-логистический узел».
 
Миссия администрации Гатчинского муниципального района: содействие повышению качества жизни населения и устойчивому сбалансированному развитию территории района путем формирования системы стратегического планирования, повышения эффективности муниципального управления и поддержания многостороннего и равноправного диалога между обществом, бизнесом и властью.
 
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития.
 
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО «ГОРОД ГАТЧИНА» – создание многоотраслевого полюса роста инновационной экономики в рамках системы Санкт-Петербургской агломерации на основе формирования высокого качества городской среды.
 
Система целей и задач стратегического развития Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» основана на реализации Миссии, главных целей стратегического развития и приоритетных направлений, объединенных в формате  «Стратегического ядра». Стратегические цели и задачи по приоритетным направлениям объединяют реализацию Миссии с учетом полномочий органов местного самоуправления.
...
полный текст третьей части стратегии
Основной целью формирования комплексной системы механизмов реализации стратегии является обеспечение условий эффективного использования ресурсов, обеспечивающих стратегическое управление развитием территории в условиях неопределенности (и нестабильности) будущей конъюнктуры внешней среды и возможностей, которые могут потерять свои преимущества в будущем в связи с изменениями потребностей населения и экономики.
Использование механизмов реализации Стратегии подразумевает не только действия органов местного самоуправления, но и привлечение других заинтересованных организаций и объединений к реализации Стратегии: крупные и средние предприятия и организации (бизнес), некоммерческие организации различного типа, муниципальные предприятия, субъекты естественных монополий, институты участия населения в реализации местного самоуправления и другие.
Механизмы реализации Стратегии:
  • Финансовые механизмы;
  • Механизмы регулирования градостроительной деятельности;
  • Программно-целевые механизмы;
  • Механизмы управления муниципальным сектором экономики;
  • Механизмы информационной поддержки;
  • Организационно-правовые механизмы;
  • Механизмы методического обеспечения.
Вопросы информатизации, бюджетной и градостроительной политики, эффективности управления муниципальным имуществом и другие отнесены к механизмам реализации Стратегии в связи с тем, что развитие данных сфер является важнейшей составляющей реализации всех приоритетных направлений развития.
...
полный текст четвертой части стратегии
Реализация стратегических планов требует новых подходов в муниципальном управлении, связанных с освоением действенных инструментов муниципального управления, децентрализацией управленческих действий, многоканальностью финансирования, участием местного сообщества, согласованием интересов с бизнесом и государственной властью разного уровня.

Разработка комплексной системы стратегического управления, направленной на повышение эффективности реализации стратегических приоритетов развития муниципального района, является ключевым условием реализации Стратегии. Система стратегического управления должна обеспечивать возможность систематизации и концентрации ресурсов и усилий участников стратегического планирования на реализации долгосрочной стратегии, повышая эффективность управления социально-экономическим развитием.

Эффективность стратегического управления в значительной степени зависит от комплексного подхода к использованию ресурсов и механизмов реализации Стратегии на различных этапах. Ключевым принципом повышения эффективности управления стратегическим развитием должен стать переход от внутриотраслевой координации к взаимодействию с «внешним потребителем», развитие института стратегического партнерства. Данный подход включает в себя расширение спектра задач как для структурных подразделений администрации Гатчинского муниципального района, так и для муниципальных организаций. Система стратегического управления развитием приоритетов социально-экономического развития выстраивается исходя из обеспечения двух ключевых функций:
повышение эффективности процессов управления;
обеспечение эффективной системы взаимодействия между участниками стратегического развития.

Для обеспечения эффективной реализации данных функций необходимо формирование ключевых принципов стратегического управления по следующим направлениям:
Бюджетная политика;
Градостроительная политика;
Инвестиционная политика.

Бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством. Данный процесс регулирует систему отношений между властью в лице органов местного самоуправления, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Выполнение органами местного самоуправления своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в бюджете. Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами». Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития Гатчинского муниципального района. Одним из ключевых направлений бюджетной политики является разработка пакета механизмов стратегического управления, направленных на уменьшение социальной нагрузки на бюджет.

Градостроительная политика – включает вопросы регулирования градостроительной деятельности, управления развитием и регулирования строительно-инвестиционных процессов на территории Гатчинского муниципального района с целью формирования благоприятной среды проживания человека на основе современных принципов развития территории, определяющих приоритеты градостроительного развития на перспективу. В числе приоритетов градостроительной политики: сохранение архитектурного облика исторического центра Гатчины, формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Гатчинского муниципального района, комплексное благоустройство городских и сельских территорий путем совершенствования градостроительной деятельности, которая включает территориальное планирование, зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкцию объектов.

Инвестиционная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности, привлечению новых инвесторов и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной сферы. Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. В структуре системы управления реализацией приоритетов социально-экономического развития вопросы повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата являются одними из ключевых.
...
полный текст пятой части стратегии
Индикаторы социально-экономического развития являются стратегическим инструментом, отражающим наглядность всех действий по стратегическому управлению развитием территории, их согласованность, темпы достижения целей. С целью повышения эффективности стратегического планирования и управления развитием территории в основе выбора целевых индикаторов развития используется двухступенчатый подход:
  • Общие и комплексные индикаторы социально-экономического развития;
  • Отраслевые индикаторы развития по приоритетным направлениям.

Показатели достижения стратегических приоритетов предлагаются исходя из перспектив и проблем, характерных для социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. Они призваны отслеживать развитие ситуации, связанной с ростом качества жизни и общим экономическим ростом, с развитием промышленности, привлечением инвестиций и другими факторами. Целевые показатели являются наиболее эффективным инструментом контроля за эффективностью реализации Стратегии социально-экономического развития, они позволяют своевременно определять отклонения от заданных параметров развития и вносить необходимые корректировки в процесс управления.
 
Общие индикаторы развития включают итоговые целевые индикаторы, развитие которых зависит от реализации всех приоритетных направлений и отражает эффективность реализации:
  • Численность постоянного населения (отражает привлекательность территории для проживания, комплексное влияние показателей естественного движения населения и миграционного прироста);
  • Численность работающих в экономике по крупным и средним предприятиям (отражает динамику развития мест приложения труда), по возможности данный показатель желательно рассчитывать и для малого предпринимательства;
  • Уровень среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям в процентах от среднего уровня по Ленинградской области (отражает конкурентоспособность экономики по привлечению более квалифицированной рабочей силы в сравнении с региональным рынком труда, можно сравнивать динамику в сравнении со средним уровнем показателя по Санкт-Петербургу); данный индикатор напрямую влияет на качество жизни населения, при этом, действия администрации на него имеют только косвенное влияние от комплексного эффекта социально-экономического развития и управления, поэтому индикатор уровня заработной платы отражает эффективность (успешность) проводимой экономической политики;
  • Уровень инвестиций в экономику в расчете на душу населения – в процентах от аналогичного показателя по Ленинградской области (отражает уровень инвестиционной активности в сравнении со среднеобластным уровнем);
  • Расчет валового муниципального продукта (данный индикатор требует дополнительной разработки методики расчета применительно к Гатчинскому муниципальному району с учетом возможности получения доступной и достоверной статистической информации).
 
С целью обеспечения условий комплексного развития всех трех приоритетных направлений, снижения рисков дисбаланса в динамике развития целевых индикаторов по различным приоритетным направлениям, в состав индикаторов включены отраслевые целевые индикаторы, отражающие итоги развития по каждому приоритетному направлению (табл. 40).
...
полный текст шестой части стратегии